Вероятно, не все еще забыли, как в ноябре прошлого года в Москве после подписания декларации о создании Евразийского экономического союза А. Лукашенко эмоционально заявил о готовности белорусских НПЗ обеспечить российский рынок качественным бензином. «Мы можем перерабатывать до 30 млн. т нефти вместо 21 млн. т сегодня под системы двигателей Евро-4, Евро-5. Под все ваши „Мерседесы“, которые здесь ездят», — сказал А. Лукашенко.

«Это потому, что мы успели модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы», — подчеркнул он, намекая на головную боль В. Путина, также объявившего модернизацию российской нефтепереработки приоритетной задачей для нефтяной отрасли.

Пафосное настроение А. Лукашенко тогда объяснялось предвкушением оптимистичного разрешения ключевых для белорусской экономики вопросов — по цене поставок российского газа и нефти.

Вслед за этим заявлением 15 декабря 2011 года Беларусь и Россия подписали более выгодные (в сравнении с предыдущим соглашением) условия поставок российской нефти в Беларусь на период с 2012-го по 2015 год.

Они предусматривают переход на новую формулу ценообразования на нефть для Беларуси, благодаря чему Беларусь покупает в этом году российскую нефть как минимум на 30 USD/т дешевле, чем в прошлом году. Если в 2011 году Россия продавала Беларуси тонну нефти с премией 45-47 USD/т к мировой цене (netback Роттердама), то в 2012 году цена определяется к мировой цене (netback Роттердама) минус транспортные издержки до Беларуси.

При этом балансы нефтяного сырья и нефтепродуктов Союзного государства Беларуси и России на 2012 год полностью обеспечивают потребности белорусских НПЗ в нефти. Причем, по просьбе белорусской стороны поставки российской нефти по трубе на 3,5 млн. т — до 21,5 млн. т (при необходимости в Беларусь может быть поставлено еще 2 млн. т нефти в год по железной дороге).

Белорусский компромисс в этом соглашении заключался в том, что Минск согласился создать приемлемые условия для давальческой переработки нефти. Российские компании получили возможность перерабатывать на белорусских НПЗ до 50% объема нефти — 10,75 млн. т из 21,5 млн. т. Эта схема выгодна обеим сторонам: белорусские НПЗ делят с поставщиками сырья не только доходы, но и риски, а российские компании получили возможность напрямую поставлять нефтепродукты в свои розничные сети в Беларуси и затем свободно экспортировать продукцию.

Но за кулисами этого соглашения остались еще одни договоренности — появившиеся, что нельзя исключить, с подачи белорусского президента.

Впервые балансами Союзного государства на 2012 год предусмотрена поставка на внутренний рынок РФ белорусских нефтепродуктов общим объемом 5,8 млн. т. В соответствии с данным документом в Россию должно быть поставлено 2,1 млн. т высококачественного бензина, 3,5 млн. дизельного топлива и 200 тыс. т реактивного топлива.

В рамках исполнения указанных балансов утвержден соответствующий календарный план таких поставок на 2012 год.

В прошлом году при всем желании белорусские НПЗ не могли поставлять автомобильное топливо в Россию. Отметим, что в 2011 году Беларусь покупала всю российскую нефть без пошлины, но при экспорте нефтепродуктов, произведенных из российской нефти платила экспортную пошлину по российским ставкам в российский бюджет. При этом российскую нефть Беларусь покупала с премией — примерно 46 USD/т. И чем больше Беларусь перечисляла в российский бюджет экспортных пошлин, тем ниже была премия.

Таким образом, желание иметь оптимально низкую премию в цене нефти стимулировало белорусских нефтеэкспортеров поставлять свое топливо куда угодно, но только не в Россию. Ибо если бы Беларусь попыталась переориентировать свой бензиновый экспорт на Россию, то вслед за этим получила бы адекватный «ответ» в виде повышенной премии.

С 2012 года ситуация принципиально поменялась: прежней зависимости размера премии от объема платежей в российский бюджет нет, как нет и самой премии. Напротив даже, если следовать логике, то у белорусских экспортеров появился огромный стимул поставлять нефтепродукты на российский рынок: ведь в этом случае не нужно перечислять экспортные пошлины на нефтепродукты в российский бюджет, которые в этом году по результатам 5 месяцев приблизились к 2 млрд. USD.

Но, как ни удивительно, даже при таком, казалось бы, огромном стимуле российские «Мерседесы» до сих пор как-то обходятся без белорусского бензина.

Почему же белорусский бензин не хочет течь на российский рынок? Аргументы белорусской стороны звучат достаточно убедительно.

Чиновники поясняют, что белорусская сторона не в силах самостоятельно поставить на российский рынок нефтепродукты в объеме 5,8 млн. т. Ведь существенная доля производимых на белорусских НПЗ нефтепродуктов принадлежит российским нефтяным компаниям, которые экспортируют их по своему усмотрению. Кроме того, для белорусской стороны такие поставки в связи с низким уровнем цен на автомобильное топливо в России будут убыточными.

По данным российских экспертов, средняя внутрироссийская цена 95-го бензина составляет 28,73 российского рубля за литр, или 7.182 белорусских рубля. На белорусских АЗС цена ненамного ниже. Бензин АИ-92 на российском розничном рынке стоит 6.640 белорусских рублей — чуть дешевле, чем на белорусских АЗС. Что касается дизтоплива, то оно в Беларуси давно дороже, чем в России (из-за более высоких качественных характеристик, поясняют чиновники). Если на российских АЗС средняя цена за литр ДТ составляет 7.000 белорусских рублей, то на белорусских АЗС — 7.300 рублей.

Между тем, из-за нестабильной ситуации на мировом рынке цена на российскую нефть Urals уже опустилась ниже 90 USD/баррель (Минэкономразвития РФ шоковой для бюджета называет цену в 80 USD/баррель), что уже отразилось и на розничном рынке нефтепродуктов в России.

К тоже же дефицита нефтепродуктов в России нет. Более того, если будут выполнены трехсторонние соглашения нефтекомпаний, правительства и ФАС по модернизации НПЗ, то к 2015 году в России будет производиться около 180 млн. т светлых нефтепродуктов, а объем рынка оценивается лишь в 120 млн. т.

Очевидно, что у белорусских экспортеров автомобильного топлива просто нет коммерческого смысла поставлять свою продукцию в России — гораздо выгоднее продавать ее на зарубежных рынках, где цена значительно выше, чем в РФ. Кроме того, на зарубежных рынках можно получить за свою продукцию доллары. Ведь именно за доллары, а не за российские рубли белорусским нефтепереработчикам приходится покупать российскую нефть (идея продавать Беларуси российскую нефть Беларуси за российские рубли ранее озвучивалась, но не прижилась).

Нелишне в этой связи напомнить, что в целях получения более высокой прибыли от экспорта автомобильного топлива Беларусь согласно мероприятиям по реализации ключевых направлений социально-экономического развития страны в 2011–2015 годы планирует выйти на новые рынки сбыта нефтепродуктов — Нигерия, Китай, Канада, страны Скандинавии и т. д.

Пока же Беларусь активно наращивает экспорт нефтепродуктов в Европу, Показательном в этом смысле был 2011 год: в Европу было продано 12,3 млн. т нефтепродуктов (произошел рост на 39,6%), при этом ведь белорусский экспорт нефтепродуктов увеличился на 39,2% — до 15,6 млн. т.

В стоимостном выражении нефтепродукты составили 22,3% всего экспорта Беларуси на европейский рынок (или 9,2 млрд. USD). И если еще в 2010 году доля ЕС в белорусском экспорте составляла 29%, то в 2011 году благодаря росту экспорта нефти и нефтепродуктов она увеличилась уже до 38,5%. В результате по итогам 2011 года Беларусь прибавила в торговле с Евросоюзом более 7 млрд. USD, получив положительное сальдо в размере 6,5 млрд. USD (в 2010 году сальдо было практически нулевым).

Еще один динамично растущий рынок — Украина, где внутренние цены на моторное топливо достигли европейского уровня. Для экспортеров нефтепродуктов из Беларуси украинский рынок является самым прибыльным и выгодным этот рынок (особенно при поставках с Мозырского НПЗ), учитывая наиболее оптимальную для них логистику поставок топлива.

В 2011 году Беларусь стала крупнейшим игроком рынка Украины — белорусские компании поставили в эту страну 2,8 млн. т нефтепродуктов. Доля белорусских нефтепродуктов в общем объеме импорта Украины составляет около 40%. По экспертным оценкам, в общем балансе бензинов на местном рынке белорусское топливо занимало в прошлом году 23%, в балансе дизтоплива — 26%.

В Украине белорусский экспортный объем моторного топлива включает сейчас в основном поставки прежде двух белорусских НПЗ — Мозырского НПЗ и «Нафтана», ПО «Белоруснефть», а также компании «Трайпл-Энерго» (структура компании «Трайпл» белорусского бизнесмена Юрия Чижа, которая недавно попала под санкции Евросоюза).

Причем, белорусские экспортеры имеют долговременные планы в отношении украинского рынка и проводят там достаточно активную маркетинговую политику. «БНК-Украина» — дочернее предприятие ЗАО «Белорусская нефтяная компания (спецэкспортер белорусских нефтепродуктов) — заключила долгосрочные договоры с украинскими сетями АЗС „ОККО“ и WOG и собирается перейти на мелкооптовую реализацию нефтепродуктов.

Эксперты отмечают, что большой энтузиазм наблюдается со стороны белорусской компании „Трайпл“ по наращиванию поставок на украинский рынок. „Трайпл“ в 2012 году намерена удвоить поставки нефтепродуктов на Украину — до 160-200 тыс. т в месяц.

Ожидается, что в 2012 году поставки белорусских нефтепродуктов в Украину в 2012 году могут вырасти еще на 22% — до 3,4-3,5 млн. т. Тем более, что ТНК-ВР, владеющая крупнейшим украинским НПЗ в Лисичанске, временно закрыла его на капитальный ремонт, переориентировавшись на давальческую переработку на Мозырском НПЗ и экспорт белорусских нефтепродуктов в Украину.

Между тем, если верить словам, эти тенденции не очень-то радуют белорусского премьер-министра Михаила Мясниковича. На встрече 25 мая с первым вице-премьером Украины Валерием Хорошковским он заявил о необходимости диверсифицировать структуру товарооборота с Украиной. „Товарооборот за прошлый год составил 6,2 млрд. USD — это очень хорошо, но 68% — это нефтепродукты. В этом году у нас падение по тракторам, автомобилям, холодильникам и опять рост по нефтепродуктам — 77% в первом квартале“, — нерадостно заметил М. Мясникович.

Но не только в Украину выросли в последнее время поставки белорусского автомобильного топлива. Увеличились также продажи на рынки Польши, Латвии, Литвы. К примеру, в этом году ЗАО „Белорусская нефтяная компания“ планирует в этом году удвоить поставки нефтепродуктов в Польшу: с 63 тыс. т в 2011 году до 120 тыс. т. БНК также прорабатывает вопрос открытия дочерней структуры в одной из стран Балтии — скорее всего, в Латвии. В дальнейшем возможно открытие дочерних структур в Эстонии и Литве.

Не исключено, что „дочка“ БНК появится и в России, но, как заявляют в компании, при наличии экономической эффективности продаж на этом рынке.

Отметим, что в Россию белорусские нефтепродукты в 2011 году практически не поставлялись: на ближайший соседний рынок было продано всего лишь 24= тыс. т бензинов и 11 тыс. т дизтоплива.