Беларусь стоит на пороге принудительной приватизации. Стимулом такой приватизации является необходимость заимствования внешних ресурсов, а инструментом — условия получения кредита ЕврАзЭс. В этом году белорусские власти должны выставить на продажу крупные активы.

В этом году белорусские власти должны выставить на продажу крупные активы, за которые реально можно выручить 2,5 млрд. USD. В противном случае Антикризисный фонд ЕврАзЭс вряд ли выделит Беларуси очередной транш кредита.

Список претендентов на выполнение приватизационного плана из 19 стратегических предприятий подготовлен и внесен в Администрацию президента (сначала он включал 24 предприятия, но в процессе согласования был скорректирован). В него включили такие знаковые для страны предприятия, как ОАО «Минский завод колесных тягачей», ОАО «БелАЗ», ОАО «МАЗ», о чем сообщил в конце февраля первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко. Он добавил, что у инвесторов есть интерес и к БМЗ, но в отношении этого предприятия правительство окончательно еще не определилось из-за «разного подхода и разной оценки стоимости БМЗ».

Но перечень из 19 ОАО тоже предварительный — окончательный, как известно, должен утвердить президент. Впрочем, балансовая цена предложенных к продаже госпакетов акций в 19 ОАО выглядит очень скромно — 896,1 млн. USD по курсу Нацбанка. Понятно, что те предприятия, которые белорусские власти соберутся реально продавать, оценят по рыночной стоимости, которая может в разы превысить балансовую.

Но когда это будет, неясно. Стимул для приватизации в виде очередной транши кредита ЕврАзЭс пока не работает.

Напомним, совет фонда 4 июня 2011 года одобрил выделение Беларуси финансового кредита на 3 млрд. USD на поддержку стабилизационной программы правительства страны. В 2011 году ЕАБР перевел Беларуси два транша кредита — на 800 млн. и 440 млн. USD. В соответствии с утвержденным ранее планом третий транш в 440 млн. USD должен быть выделен Беларуси не позднее 28 февраля 2012 г.

«Основная претензия, которая к нам имеется, это структурное преобразование, что подразумевает смену государственной собственности на частную. Я думаю, что мы имеем голову на плечах, и сами должны видеть, где надо менять, а где не надо», — сказала 14 марта председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова в ходе прямой линии в газете «Рэспублiка», комментируя ситуацию с выделением кредита ЕврАзЭс.

Будь в Беларуси сегодня проблемы с валютой более острыми, властям, скорее всего, пришлось бы поторопится с продажей госактивов. Но пока особой надобности торопиться нет. Москва, одержимая в канун президентской кампании желанием поскорее запустить второй этап Таможенного союза — ЕЭП, хорошо заплатила белорусскому участнику за комфортный запуск нового интеграционного объединения. Интеграционные пряники от соглашений по газу Минск оценил в 2,2 млрд. USD, а от нефти — в 700 млн. USD. Не считая 2,5 млрд. USD от продажи 50% госакций «Белтрансгаза», полученных в конце прошлого года. Таким образом, пока белорусские власти могут немного подождать с приватизацией. А заодно подготовить тыл, — максимально подготовиться к неизбежному.

После вступления России в ВТО конкуренция в ЕЭП неотвратимо усилится. И если подписанные соглашения по созданию ЕЭП действительно заработают, защитить свои предприятия от конкуренции на рынке Таможенного союза белорусские власти не смогут. Тем более, как отмечал недавно белорусский премьер Михаил Мясникович, «надо понимать, что выбросить из общего евразийского рынка некоторые наши предприятия коллеги по ЕЭП могут и без приобретения наших активов, развивая аналоги у себя и забирая рынки».

Что делать в этой ситуации? Правительство Беларуси нашло выход: начало спешно создавать холдинги. Если оценить планы создания таких новых структур — отметим, что холдинги планируется создавать в Минпроме, в обувной, швейной, ювелирной, строительной, ВПК, молочной и т. д. отраслях, — появляется ощущение, что замышляется холдингизация всей промышленности. Через создание холдингов, в том числе, скорее всего, и путем принудительной кооперации предприятий в новые структуры, правительство пытается форсировать создание в стране крупных национальных компаний, которые должны на рынке ЕЭП стать конкурентами в первую очередь российским компаниям.

В частности, Минсельхозпрод Беларуси подготовил предложения по созданию в Беларуси объединенной молочной компании. Речь идет об объединении логистики, складских помещений, товаропроводящей сети, брендов и вводе их в единый комплекс. Подготовлено два варианта по созданию такой компании. Один из них предлагает сделать управляющей компанией в будущей молочной компании ОАО «Савушкин продукт», а в ее состав включить молокозаводы Брестской области и ряд предприятий Минской области. (Позже подход поменялся: Минская область предложила создать свою молочную компанию, Брестская — свою).

При этом Александр Лукашенко потребовал, чтобы белорусские молокоперерабатывающие холдинги работали под управлением государства. Аргументы следующие: молокоперерабатывающая отрасль производит большие объемы социально значимой продукции и в немалой степени обеспечивает продовольственную безопасность страны. «Где гарантия, что, передав частнику, он будет заботиться о производстве социально значимой продукции?», — заметил Лукашенко. К тому же, как было отмечено, иностранные инвесторы предлагают сейчас купить белорусские молокоперерабатывающие предприятия за невысокую цену. Государство же, создавая мощные холдинги, сможет продать их «не за один или пять миллионов долларов, как они предлагают, а за пятьсот миллионов», –подсчитал Лукашенко. При этом, касаясь темы приватизации предприятий этой отрасли, А. Лукашенко отметил: «да плевать на эту приватизацию», «главное — прибыль и рентабельность. Это наше право и дело, какими предприятиями управлять».

Очевидно, что сейчас белорусские власти пытаются оттянуть на максимально долгий срок приватизацию предприятий, работающих в «социально чувствительных» отраслях. Рассчитывая таким образом уберечь население от определенных негативных последствий вследствие прихода новых собственников на такие предприятия (связанных в первую очередь с ругулированием цен, занятостью персонала и т. д.).

Зато вряд ли они будут тормозить продажу активов в других сферах, которые население напрямую не затрагивают, и в которых сейчас кровно заинтересован Кремль. Речь, в частности идет о предприятиях военно-производственного комплекса. В России сейчас реализуется Программа перевооружения российской армии. Провести ее без белорусских предприятий ВПК достаточно проблематично и дорого, а по ряду основных направлений, как утверждают профильные эксперты, — практически невозможно.

Создавая свои холдинги, в том числе в ВПК, белорусские власти рассчитывают на интерес к ним российских компаний. Эту тему в Москве 15 марта обсуждали первый вице-премьер Беларуси Владимира Семашко и вице-премьера России Дмитрий Рогозин. По итогам встречи В. Семашко рассказал журналистам, что в ходе встречи обсуждалась возможность создания совместных предприятий и холдингов в военно-технической сфере.

Одно из самых важных предприятий в этой сфере для России — ОАО «Минский завод колесных тягачей». Основными заказчиками машин военного назначения марки МЗКТ являются предприятия российского ВПК. Вряд ли кто-то сомневается в особом интересе России получить в управление предприятие, имеющее столь важное значение для укрепления военной мощи России. МЗКТ уже попало в перечень для приватизации на 2012 год. Месяц назад первый вице-премьер правительства Владимир Семашко сообщил, что в этом году белорусское государство может предложить к приватизации ОАО «Минский завод колесных тягачей». По его словам, в настоящий момент о возможной покупке госпакета акций МЗКТ «идут определенные переговоры».

Сделка с МЗКИ поможет официальному Минску убить сразу двух зайцев — получить хорошие деньги за этот актив (поскольку его покупателем будет госструктура, то, как можно предположить, Москва не поскупится на выкуп такого стратегического важно для себя предприятия), а еще заслужить лояльность Кремля по ряду других вопросов. В том числе, по предоставлению Минску новых кредитов или каких-либо других преференций.