/Имитация игры/

Спорт как политика

На днях президент в очередной раз порадовал свой электорат «убедительной» победой. Его хоккейная команда (со счетом 15:2) на голову разбила команду российских журналистов. Собственно, побеждать журналистов Лукашенко приходилось уже не раз. Только раньше это было на их «поле» — в интервью московским телевизионным каналам, на «показательных» пресс-конференциях для пишущей братии из российских регионов, в ответах на вопросы руководителей ВГТРК. Накануне 19 марта — главной политической игры в Республике Беларусь — пришло время «добить» их в «честном» спортивном поединке. Этот факт наводит на размышления по поводу особенностей «национального спорта» и его связи с «большой политикой».

Короля «играет» свита

Подыгрывать начальству считается неписанным правилом для подчиненных. В каком-то смысле белорусскому президенту подыгрывает весь его электорат. На него «играют» все ветви власти, вертикаль, армия чиновников и идеологов. Однако некоторым из них приходится подыгрывать президенту в буквальном смысле слова. Речь не об охране, которой по долгу службы приходится бегать, прыгать, кататься рядом с высокой особой. Есть немало тех, кому посчастливилось в «честной борьбе» проиграть президенту на футбольном поле, на лыжне, в хоккей. Сравнительно недавно был показательный случай.

Молодежная студенческая сборная столицы отважилась бросить вызов команде президента и в результате «напряженной борьбы» все-таки уступила. Этот факт был интересен во многих отношениях. Кто-то мог подумать, что вот-вот А.Г. покажет себя как настоящий наставник (тренер) молодежи, снисходительно уступающий место подрастающей смене. Вроде того, что «я уже отбегал свое, пора и вам показать, на что способны». Не тут то было. Не родился еще тот, кто способен одолеть народного героя. Данная игра в очередной раз продемонстрировала неготовность президента выступать в роли взрослого. Ему по-прежнему хочется быть лучшим во всем и выигрывать во всех играх, в которых участвует.

Этот матч стал проверкой и для молодых, познающих реалии и специфику «взрослой» жизни. Не случайно в студенческой команде мелькали фамилии тех, чьи отцы выступают за сборную страны. Естественная преемственность поколений позволяет доходчиво объяснить детям особенности «национального хоккея», посвятить в тонкости и неписанные правила «игры» с президентом. Похоже, что и пришедшие поболеть за своих сверстников юноши и девушки тоже в глубине души хорошо понимали недостижимость победы. Таким образом, азарт болельщиков тоже стал элементом общей, понятной для всех «игры».

Спорт и политика

У спорта и политики традиционно много общего. В современном обществе спорт все чаще становится «заменителем» политики, средством, позволяющим выпускать накопившийся у народа «пар». В спортивных состязаниях сугубо политическое разделение на «друзей» и «врагов» находит свое более цивилизованное выражение. Сидя у экрана телевизора или на трибуне стадиона, мы болеем за «наших», даже если этих «наших» никогда в жизни не видели (в сущности, за совершенно чужих нам людей). В спортивных баталиях реализуется дух соперничества и жажда победы миллионов зрителей. Спортивные игры заменяют современному человеку зрелища, которые в прошлом он получал, наблюдая рыцарские турниры. В Беларуси они к тому же выполняют дополнительную функцию — заменяют наблюдение за реальной политической борьбой, не получающей «доступа» к телевизору.

Спортсмены и политики

Политики умело использует спортсменов в собственных целях, присваивая себе их славу. Редкий политик откажется от возможности «засветиться» перед своим электоратом в обнимку с героями олимпиад и чемпионатов мира, «занимая» у них часть популярности. Еще более беззастенчиво используют спортсменов авторитарные правители. Являясь официальными «вдохновителями» всех государственных «побед», они беззастенчиво записываются в соавторы спортивных достижений.

«Свои» и «чужие»

Для современной Беларуси международные состязания — один из немногих случаев возвращения к реальности, разбивающий миф о «процветании и успехах». Здесь не помогает благоприятная экономическая конъюнктура, нет информационной монополии, позволяющей творить иллюзии. Здесь невозможен государственный протекционизм, создающий тепличные условия «отечественному производителю». Здесь не дают устанавливать свои, «особые» правила игры. Единственная отдушина — «соответствующий» комментарий…

Пожалуй, нигде политическое разделение на «друзей» и «врагов» не проявляется столь явно, как в репортажах наших телекомментаторов. Согласно их оценкам, неудачи наших спортсменов, как правило, являются результатом «несправедливого судейства». Причем со стороны тех, кто и в политике относится к нам «предвзято». Более тонкие различения можно заметить в комментариях по поводу побед и поражений наших соседей. Здесь есть различные градации «родства» и «чужеродности». Так, достижения китайских спортсменов, несмотря на благоприятные тенденции в развитии отношений с Китаем, пока что воспринимаются более или менее индифферентно. Это уже не американцы («чужие»), но пока еще и не русские («свои»). Наиболее близкими нам, естественно, являются россияне, поэтому их победы и поражения в фигурном катании и хоккее воспринимаются почти как собственные.

Украинцы, (по известным причинам), уже далеко не «свои», поэтому их бронзовая медаль «не идет ни в какое сравнение с нашей серебряной» (буквально слова телекомментатора). Про успех эстонцев лучше просто не вспоминать, настолько далеки они от нас и в географическом и в политическом смысле. Окрашиваясь в тона политических симпатий и антипатий, мир спорта становится простым и понятным, как речь президента.

Все как один ….

Определенная степень единства (так называемый ценностный консенсус) необходима всякому обществу. Иначе ему не избежать социальных конфликтов. Однако в условиях демократии это не исключает свободы мнений и предпочтений. Среди спортивных болельщиков на Западе всегда найдутся скептики и критики отечественных достижений, многие из которых способны по достоинству оценить игру (выступления) иностранных спортсменов. Кстати, на это всегда с особым удовольствием обращают внимание наши комментаторы. Что касается наших болельщиков, то среди них это случается гораздо реже.

Белорусская власть хотела бы, чтобы белорусское общество действовало и мыслило как один хорошо отлаженный механизм. Синхронно поворачивая голову в сторону пролетающего мяча, страна должна «как один» болеть «за наших». В этой связи вспоминается тишина, которой встречали наши болельщики хорошие удары испанских теннисистов или искреннюю радость, по поводу их ошибок. Думаю, что в тот раз наши гости хорошо осознали, сколь нешуточным делом для нас является спорт. Особенно если его патронирует сам президент.

Спорт как война

Официальный белорусский спорт очень похож на официальную белорусскую политику. И то и другое имеет ярко выраженный боевой, «нешуточный» характер. Борьба «не на жизнь, а на смерть» делают спортивные состязания больше похожими на военные сражения. Так же как и во времена Великой Отечественной, спортсмены получают приказ стоять «до конца», все сделать «для победы». Да и как иначе, ведь на карту ставится честь страны (читай, судьба политического руководства). Так же как и во времена Сталина, победы нередко приурочены к определенным датам.

В белорусской политике и спорте нет компромиссов и недопустимых средств. Не случайно (как однажды обронил в своем интервью Максим Мирный), противник зачастую не подает потом руки. Не подает руки своим политическим противникам и президент. Это вам не в буржуазной Германии, где после яростных дебатов в парламенте правые и левые могут спокойно пить пиво в ближайшем пабе.

Цель оправдывает средства

В известной советской песне поется о нашей готовности не думать о цене победы, не «стоять» «за ценой». И никогда не стояли — ни на поле боя, ни в спортивных сражениях. Для достижения победы все средства хороши. Главное — результат, и победителей (как говаривал Н. Макиавелли) народ всегда оправдает. В нашем спорте, как и в политике, не гнушаются средствами.

Достаточно вспомнить загадочное падение, а затем и не менее загадочное выздоровление теннисиста Владимира Волчкова во время встречи с россиянами. Оно так и осталось для журналистов «государственной тайной». Во время последней встречи наших теннисистов с испанцами мне запомнилось озадаченное лицо одного из их игроков, когда после неудачной подачи он в недоумении вертел в руках полученные мячи. Позже, уже на пресс-конференции, Максим Мирный в ответ на вопрос журналистов о том, почему они так неудачно выступают за рубежом, простодушно признается — там «иное покрытие, иные мячи». Всякий, кто хоть немного знаком с «ракеточными» видами спорта (теннис, бадминтон, настольный теннис), понимает, какое значение в них имеют тонкости (мячи, покрытие, освещение). Уже простое знание о них дает несомненные преимущества. Судя по всему, наши теннисисты сполна используют все возможности, которые дает им статус хозяев соревнований.

Кадровая политика

В спорте, как и в политике, интересы дела требуют постоянного притока молодых сил. Для этого должна быть налажена четкая система подбора и продвижения талантов. Наилучшие результаты может дать только честная конкуренция. «Своячество» и протекционизм, как известно, ведут к «спортивному туризму» (путешествиям за рубеж за государственный счет).

Однако логика войны зачастую диктует свои правила. Имидж политического руководства нужно поддержать именно сегодня. Поэтому и победа нужна любой ценой. Вот и мелькают на экране одни и те же, давно знакомые лица. Рисковать и делать инвестиции в будущее никто не желает. Старые испытанные кадры очень хорошо знают, что от них требуется, и умеют оправдывать ожидания тех, кто определяет «спортивную политику». Впрочем, в тех случаях, когда (как это имело место в биатлоне) эти ожидания не оправдываются, всегда можно сослаться на то, что было «сделано все, что можно». В политике, экономике, спорте, по старой советской традиции, важно показать «прилежание». Социалистическая система хозяйствования (спорт в этом смысле не исключение) ориентирует не столько на результат, сколько на демонстрацию усердной работы, которую должно заметить «начальство».

Физкультура…

В телевизионном выступлении начальник управления по физкультуре и спорту Министерства спорта и туризма уверяет нас в том, что в Беларуси число регулярно занимающихся физкультурой и спортом значительно выше (около 30%), чем в России или Украине. В очередной раз мы имеем дело с парадоксами, которые характеризуют нынешнюю политическую и экономическую ситуацию. Телевизор нам говорит одно, выходишь на улицу и видишь другое. Где они, эти бегающие трусцой, ходящие спортивной ходьбой, висящие на спортивных турниках? На улицах американских городков их можно встретить повсеместно. Иногда они попадаются и на улицах Москвы. У нас они усердно бегают перед телекамерами, да и то лишь по специально отведенным дням (президентская лыжня и пр.). Когда говорят о здоровом теле и здоровом духе, то в нашей стране имеется в виду прежде всего сам глава государства.

Национальный вид спорта

В Беларуси пока еще нет национального вида спорта, в отношении которого можно было бы сокрушаться и посыпать голову пеплом. Если не считать, конечно, хоккея и тенниса, ставших таковыми по прихоти политического руководителя. Бразильцы с детства играют в футбол, шведы поголовно бегают на лыжах. Они вправе ожидать от своих спортсменов соответствующих результатов. У нас пока еще ни теннис (спорт людей достаточно обеспеченных), ни хоккей (не столь уж северная страна) не стали массовыми. Еще меньше соответствий наблюдается в отношении «надежд» зимней Олимпиады. Сдается, что если отъехать немного в сторону от Минска, далеко не каждый вам объяснит, что означает слово фристайл.

Стимул к победе

Зимняя Олимпиада, помимо всего прочего, стала еще и состязанием между странами в поощрении своих спортсменов за олимпийские медали. Причем наиболее «щедрыми» оказались отнюдь не самые «богатые». Беларусь назначила за золотую медаль 60 тыс. долл. и оказалась в тройке лидеров после Эстонии и Украины, оставив «позади» и Россию, и Китай, и уж тем более Германию и США. Риск, надо сказать, был не слишком велик. Богатого «урожая» все равно не предвиделось. Обещанные банкирами автомобили остались лишь способом саморекламы. Ни кнут (гневные речи президента), ни пряник (денежные вознаграждения) не смогли заменить грамотной спортивной политики. В очередной раз белорусское руководство оказалось в роли нерадивых родителей, которые для обеспечения успеваемости за каждую «пятерку» готовы платить по рублю. Опыт показывает, что такая тактика не всегда успешна. Ничто не заменит главного — дружественной атмосферы, настоящего патриотизма, желания побеждать.

Болельщики

Помню, как во время зимней олимпиады в одном из баров наблюдал следующую картину. Группа молодых людей, медленно попивая пиво, вяло реагирует на возбужденные возгласы спортивного телекомментатора. В их реакции гораздо больше иронии и даже некоторой издевки, нежели какого-то искреннего патриотического задора. Энтузиазм наших болельщиков непостоянен и меняется так же непредсказуемо, как и успехи наших спортсменов (вспомним победы и поражения сборной по хоккею). Сегодня в Беларуси не наблюдается выраженной активности болельщиков. Если, конечно, не считать завзятых фанатов, для которых спорт всегда нечто особенное.

Причин тому несколько. Во-первых, это долгие годы отчуждения от общественной жизни, породившие целые поколения людей, замкнутых в рамках личных проблем. Интерес к публичной сфере ограничен случайно полученными сведениями из телевизионных новостей и желтой прессы о семейной жизни российских звезд, домашнем консервировании, передвижении президента по стране. А ведь спорт, как и политика, экономика, культура, требует каких-то систематических знаний и достаточно устойчивого интереса.

Во-вторых, настоящий патриотизм и желание болеть «за своих» рождается из осознания того, что государство, за которое ты болеешь, точно так же «болеет за тебя». Настоящий патриотизм возникает там, где государство действительно является «общим делом» (республикой). Ты чувствуешь себя соавтором его побед и поражений, потому что участвуешь в его строительстве, с тобой считаются при принятии важнейших государственных решений. Отчуждение от государства, порождаемое господствующей в нем ложью и лицемерием, делает патриотизм показным (по указке сверху), а деление на «наших» и «не наших» лишь проявлением ксенофобии. Принцип деления на «друзей и врагов» не оставляет человеку возможности болеть за кого он хочет, не допускает объективного (справедливого) отношения к «чужому». Чужой всегда плох и по определению не может быть хорошим.

В-третьих, самое неприятное. Позиция политического руководства, присваивающего себе все достижения белорусского общества (на эстраде, на спортплощадке, в лаборатории), сильно охлаждает азарт болельщиков у тех, кто не поддерживает нынешнего президента. Эти люди оказываются перед дилеммой — либо болеть за «своих» и тем самым (пусть и косвенно) признавать его (президента) заслуги, либо дистанцироваться, оставаясь безучастными. Тем более что многие спортсмены не скрывают своих симпатий к политическому лидеру. «Скажи мне кто твой друг …»


Политизация всех сфер общественной жизни превращает в политику все, к чему она «притрагивается». Экономика, культура, спорт приобретают черты особой «модели развития» и становятся такими же непредсказуемыми, как и поведение первого лица в государстве. Политические и спортивные игры проводятся по «правилам», которые устанавливаются и изменяются одним человеком. Очень часто и вовсе без правил…