Проблемам обеспечения качества подготовки специалистов в высшей школе Беларуси уделяется значительное внимание на всех уровнях управления. При этом Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс) определяет качество образования как «соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы» (Ст.1). Инструментом контроля качества выступает аттестация — текущая, промежуточная и итоговая (Ст.93). Однако «контроль за обеспечением качества» (автор приносит читателям извинения в связи с необходимостью применять «за» в соответствии с грамматикой Законодателя) является функцией органов госуправления (Ст. 124). Учреждение образования занимается при этом, как выясняется, самоконтролем (Ст. 125).

На республиканском уровне фактически единственным контрольным органом в настоящее время является департамент качества Министерства образования, в задачи которого входят лицензионные и аттестационные проверки. Департамент, маломощная организация, привлекает в ходе проверок специалистов из других вузов, однако полностью определяет программу, методику проверки и вырабатывает завершающее заключение, которое затем направляется в Министерство образования, точнее — в Коллегию Министерства, возглавляемую Министром и им же утвержденную.

Очевидно, контроль качества на этом уровне представляет собой исключительно административную процедуру, хорошо вписывающуюся в вертикаль управления. Ни привлечение в качестве экспертов представителей академического сообщества, которые всего лишь выполняют роль полностью управляемых винтиков машины, ни коллегиальность решения под председательством Министра не делают эту процедуру сколько-нибудь демократической. Поднимать вопрос о независимости экспертизы в таких условиях просто бессмысленно.

Содержание проверки всегда весьма насыщено огромным числом критериев, взятых из различных норм, в том числе по приходящимся на душу студента квадратных метров, книжек библиотеке, компьютеров и проч. Важное значение придается научной и воспитательной работе, а также ведению документации.

Казалось бы, обеспечение условий учебы действительно следует тщательно проверять. Но в действительности эта проверки не дают ничего ни для качества, ни для его обеспечения, поскольку все важнейшие документы вуза и без того проходят контроль Министерства, а в ежегодном отчете каждый вуз все метры и книжки обязательно указывает, а ни одна комиссия департамента их никогда не пересчитывает.

С 2009 года в вузах Беларуси началось внедрение систем менеджмента качества в соответствии с СТБ ИСО 9000. Это частично вывело сертифицированные вузы из-под контроля департамента контроля качества образования в отношении эффективности управления вузом, контроля основных и вспомогательных процессов со стороны администрации, поскольку департамент упростил аккредитационные проверки сертифицированных вузов.

Несмотря на то, что Минобразования скомандовало вузам сертифицировать свои системы менеджмента качества, их значительная часть все еще этот процесс не прошла. А те, что прошли, получили вместо одной проверки департамента в пять лет проверку органа по сертификации раз в три года, плюс ежегодный инспекционный контроль. При этом если департамент вел проверку силами реальных специалистов по образованию, то в органах по сертификации их нет. Единственное, что при этом может быть проверено, это наличие распределения ответственности и документация, причем привычные академические подходы тут не применяются и не принимаются. О качестве образования, следовательно, речь не идет.

Внутренний контроль качества (или самоконтроль в терминологии Кодекса) в вузах Республики Беларусь ведется на административной основе представителями структурных подразделений в соответствии с их функциональным предназначением, а также комиссиями, создаваемыми ректорами. При этом, как правило, осуществляется контроль лишь наличия и качества оформления документов, регулирующих определенные виды деятельности подчиненных подразделений, таких как кафедры. Административные проверки ведутся в отношении учебной, научной, идеологической и воспитательной работы. В связи с отсутствием финансовой самостоятельности подразделений контроль технических ресурсов осуществляется только в виде проверки бухгалтерией наличия оборудования и расхода материалов и комплектующих изделий.

Контроль качества преподавания ведется путем посещения занятий представителями администрации и коллегами. Периодичность такого контроля не регламентируется, но фактически составляет один раз в 2-3 года. Один раз в 5 лет каждый преподаватель проводит открытое для всех желающих занятие, предшествующее избранию по конкурсу на очередной 5-летний период. Примерно в это же время деканат проводит анонимный опрос студентов о качестве работы преподавателя. Итоги работы преподавателя обсуждаются на конкурсной комиссии, создаваемой решением декана или ректора, затем происходят выборы на совете факультета или вуза.

В текущем году к проверкам, связанным с конкурсом, добавилась еще одна с трехлетним периодом повторяемости — аттестация специалиста. В руках администрации оказался дополнительный инструмент устрашения. Сама аттестация проводится по практически стандартным критериям, которые применяют во многих других случаях, поэтому процедура выглядит явно лишней и только отвлекает и преподавателей, и администрацию от других обязанностей.

Таким образом, в стране существует система контроля, состоящая из набора административных процедур, осуществляемых административно назначенными органами и комиссиями. При этом собственно качество образования практически не проверяется никем, кроме преподавателей. Зарубежный опыт отвергается, например, такие главные во всем мире условия обеспечения качества, как университетская автономия и академические свободы, или используется крайне слабо и некомплексно. Все это делает национальную систему малоэффективной и застывшей в развитии, которое происходит исключительно путем усиления административных функций.