(телевизионная неделя)

«Счастлива та страна, которая в мирное время готовится к войне».

Ведущая программы «Панорама» БТ, 01.10.04

Помним мы такую «счастливую» страну. Тем более, почти все мы в ней родились и жили. Называлась она очень гордо — Союз Советских Социалистических Республик. Вот только «счастливо» в ней жилось далеко не всем. Степень «счастья» определялась принадлежностью к определенной категории снабжения: «Москва, Ленинград, Прибалтика, Белоруссия, Украина и т. д.». В конце списка российское Нечерноземье, где в магазинах даже маргарина не было. Вне очереди — Грузия, где было все, но дорого…

Руководство «счастливого» Советского Союза, в принципе, ничем так серьезно и не занималось, как подготовкой к войне. Готовились десятилетиями, вогнали в оборону почти триллион долларов — львиная часть нефтеэкспорта за несколько десятилетий, — пока окончательно не обанкротились. Затем начались мятежи, Карабах, путч, распад, парад суверенитетов и т. д.

Видимо кое-кто, даже имея в кармане диплом историка, историю знает плохо, если пытается милитаризмом заменить политическую жизнь в собственной стране.

Завершившаяся телевизионная неделя в Беларуси прошла в казарменном стиле. Если учесть, что всю предыдущую неделю белорусского телезрителя стращали телесюжетами о литовских, латвийских и эстонских армиях, чьи бесчисленные дивизии, вооруженные до зубов натовским оружием и банками со шпротами, вот-вот прорвутся к Ошмянам и Витебску, то появление на экране белорусского воинства было абсолютно логичным. С понедельника государственные СМИ вмиг ощетинились ракетами ПВО, бронетранспортерами, танками, понтонными мостами и радарами-миксерами. По старой доброй белорусской традиции крупные политические мероприятия, как-то: выборы и референдумы, у нас принято сопровождать пальбой на полигонах, ловлей «диверсантов» (отныне «террористов») и наведением понтонных мостов.

Осенние маневры «Щит отечества — 2004» набрали полную силу за две недели до референдума и проходили в строго отчерченных режиссерами ВоенТВ и БТ рамках. Все блистало и сверкало — от свежей краски на броне до отглаженной униформы. Не война, а парад в прямом телеэфире. И так день за днем, пока белорусские десантники не нашли около литовской границы избушку на курьих ножках со спиртовым заводиком. Это уже было как-то слишком. Во-первых, мы люди идеологически зрелые, президента каждый день слушаем (с утра до ночи) и в Бабу-Ягу не то чтобы не верим, но сомневаемся… Во-вторых, невозможно поверить, чтобы армия, найдя спиртзавод, отдала его на растерзание журналистам. Нет, встречаются, естественно, скажем так, странные люди, но надо же меру знать… В-третьих, заводик не производил впечатления расширенного производства. Вид у него был явно бутафорский.

Но самой большой бутафорией смотрелись несчастные резервисты, которых оторвали от пива и домино и бросили «под танки». Резервисты, которые, по идее, должны были изображать «территориальные войска», чем-то неуловимо напоминали бравого солдата Швейка. Зато если всмотреться в их щетинистые лица, то как-то сразу становилось спокойней за судьбу незаконного спиртового заводика. Если бы эти «территориальные гвардейцы» нашли бы под сенью дубрав и сосен спиртовой Клондайк, то мы бы не советовали журналистам БТ показываться даже на опушке.

Но все-таки впечатление от развернувшегося праздника пальбы по мишеням было не полным. Чего-то не хватало. Хотелось какой-то реальности, а не мыльной оперы в стиле «милитари». Вот взяла бы, к примеру, власть и призвала накануне референдума в резервисты лидеров оппозиции. Вот это был бы ассиметричный удар по оппонентам власти! Стояли бы перед главнокомандующим по стойке смирно лидеры партий и общественных движений, некоторые журналисты и даже военнообязанные и одновременно отвязанные аналитики. Командиром роты можно было бы поставить какого-нибудь ветерана конвойных войск. Вот только боевые патроны таким резервистам давать было бы нельзя, так как их и так уже давно на БТ числят диверсантами и предателями Родины.

Вот, к примеру, сюжет от 30.09.04 (БТ): бравые ребята окружили и выводят из здания группу «террористов». Учитывая, что на прошедшей неделе в телевизионный эфир вышел четвертый фильм безразмерного сериала «Конспирология», то наметанным взглядом стараешься увидеть среди группы захваченных «душегубов» главного на сегодняшний день мастера по созданию подпольно-диверсионных «систем» Сергея Антончика. Во всяком случае, именно господина Антончика, организатора «Белорусского братства» — неплохо сколоченной структуры, имеющей разветвленную сеть в регионах, авторы фильма объявили идейным сторонником Масхадова, Басаева и примкнувшим к ним потомков бандеровцев. Ну что сказать в поддержку обвиняемого? Ему еще повезло. Какое счастье, что Великая Отечественная война закончилась почти шестьдесят лет назад, а то в очередной «Конспирологии» ему бы присвоили чин группенфюрера.

Особо порадовал белорусский ВПК, который, как оказалось (БТ, 01.10.04), полностью обеспечивает всем необходимым белорусскую армию. Это многое объясняет. Во всяком случае, стало ясно, что танки производит МТЗ вместе с Борисовским танкоремонтным заводом, Су и МиГи «клепают» в Орше и Минске, автоматы Калашникова льют в литейках по всей стране. Системы ПВО мы, наверное, по недоразумению третий год у РФ клянчим, так как сами готовы их производить на базе объединения «Кристалл». У кого хочешь голова закружится… Иногда БТ производит впечатление структуры, которая сама не знает, что говорит…

Историческое отступление.

В годы Второй мировой войны в Западной Европе некоторое время активно работала советская разведывательная группа «Красная капелла», многие члены которой были выходцами из немецкой элиты и служили в самых различных германских учреждениях. Однажды один из членов «Капеллы», пробегая по коридору берлинского радио, заглянул по дороге в комнату дикторов. Там никого не оказалось, но на столе лежало подготовленное информационное сообщение о победах на фронтах. Разведчика привлекла внимание следующая фраза: «За истекшую неделю на восточном фронте было уничтожено и взято в плен более 10 000 военных врачей и медработников Красной армии». Он быстро приписал к цифре 10 000 еще два нуля и поспешно ретировался из комнаты. Наутро вся Германия потешалась над шефом пропаганды Геббельсом.

Неужели опыт подпольной борьбы оказался востребован и в наши дни?

История — нудная и противная тетка, которая в самый неподходящий момент появляется в дверях и начинает скрипучим голосом зачитывать из пухлого и пыльного фолианта исторические параллели. Она надоедает сравнениями и сопоставлениями, ворчливо шепчет на ухо, что ничего в подлунном мире за тысячелетия не изменилось: «Вот прогнали сирийцы послов Рамзеса II, так собрал фараон при полной Луне совет безопасности…».

27 сентября, между прочим, тоже в полнолуние, через двадцать восемь веков после Рамзеса II, вождь белорусского народа так же собрал совет безопасности. От генеральских погон рябило в глазах. Спасибо, что хоть Александр Григорьевич был в штатском, а то все бы выглядело, как новый совет в Филях. Вопрос, в принципе, стоял один. Европейский Союз вместе с США вернулись к практике санкций против высшего белорусского руководства. Запад четко определился с составом новой «банды четырех» и опустил перед входящими в ее состав генералами и полковниками пограничный шлагбаум.

С одной стороны, президент страны не скрывал обиду, что для его подчиненных и «самых верных государству» людей дальше Бреста земли нет. Между прочим, не исключено, что к санкциям, если ее очень попросят, после президентских выборов может присоединиться Украина (крымские пляжи накрылись). Но с другой стороны, прогресс налицо. В 2002 году Запад определил восемь человек, недостойных ступить на землю Евросоюза и США, а ныне только четверых. Так что БТ вполне могло бы преподнести данный факт как пример расширения взаимопонимания между Минском, с одной стороны, и Брюсселем с Вашингтоном, с другой стороны. Кроме того, сам белорусский президент включения в «черный список» избежал, что не помешало ему объявить об истинной цели европейских и американских правящих кругов: «они готовы нам тут какой-то шухер устроить».

Любопытно, как перевели слово «шухер» корреспонденты западных телеканалов. Это звучит гораздо профессиональней, чем «мочить в сортирах». Но главное не в этом, а опять в истории.

Дело в том, что исторический опыт говорит, что если власть начинает рассказывать о готовящихся или сорванных на нее покушениях, то это означает, что ее легитимность подорвана. Действительно, в развитом демократическом обществе, при полном разделении ветвей власти, отработанной исполнительной структуре, авторитетной парламентской системе объективно нет особого смысла организовывать покушения на президентов или премьер-министров. Все равно переворот не организуешь. Естественно, любое удавшееся покушение на высшее должностное лицо государства является серьезным политическим и психологическим ударом по нации. Вспомним, к примеру, убийство Дж. Ф. Кеннеди. Американский народ получил травму, от которой не избавился до сих пор. Но государство даже не качнулось. Власть мгновенно перешла в руки Линдона Джонсона, который, естественно, повел страну по другому, отличному от Кеннеди, пути, но в рамках Конституции.

11 сентября бомбили не только Манхеттен. Самолеты летели и в Вашингтон — на Белый Дом, на Капитолий, на Пентагон. Долетели только до Пентагона. Но ведь если бы террористы расправились с президентом США, вице-президентом, верхушкой Сената и Конгресса, то все равно остался бы Верховный Суд и государство по-прежнему было бы в полной готовности нанести ответный удар по гнездам убийц.

Иное дело в тоталитарных или, что еще хуже, авторитарных режимах. Почему в авторитарных хуже? Дело в том, что тоталитаризм как система работает более устойчиво, чем авторитарная махновщина. При тоталитаризме помимо Бога — Вождя, Любимого Руководителя и Отца всех туземцев обязательно присутствует наследник, преемник (Фидель Кастро — Рауль Кастро, Гитлер — Геринг, Ким Ир Сен — Ким Чен Ир, Туркменбаши — старший сын (имя не помню) и т. д.). Кроме того, в развитом тоталитарном обществе вся верхушка власти подвергается сакрализации по примеру господствующей в народе церкви.

Наиболее «удачно» это «сработало» в СССР: «Святая троица» — Маркс, Энгельс, Ленин; Кремль — Новый Иерусалим; Мавзолей с нетленным трупом — место отправления культа; Патриарх — Генеральный секретарь; Политбюро — Священный Синод; первые секретари на местах — епископы, секретари райкомов — аббаты; кодекс строителя коммунизма — десять заповедей божьих и т. д. Власть превратилась в культ, и это на определенное время создало ей ореол легитимности. В случае смерти патриарха Святой Синод быстренько организовывал комиссию по похоронам во главе с наследником. Парадокс в том, что последнему «наследничку» так понравилось похоронное дело, что он заодно захоронил и Советский Союз. Ну с кем не бывает…

Авторитаризм, в отличие от тоталитаризма, в плане наследования очень неустойчив. У «хозяина», как правило, нет наследника. Но и государственной системы замещения власти у него также нет. Вот, к примеру, не дай Бог, что случится с Александром Григорьевичем, так кто подхватит скипетр на лету? Сидорский? Попов? Латыпов? Если что, то автор этих строк за Новицкого. Но это все шутки, а горе в том, что как крестьянского двора нет без старшего сына, так и государства нет без передачи высшей власти. Вместо столь желанной легитимности остается открытый захват высших должностных постов.

Кокетничанье с покушениями на главу белорусского государства как метод из арсенала запугивания собственного электората нам давно знаком. Между прочим, даже государственные СМИ проигнорировали слова президента о том, что Запад готовит против него меры физического устранения.

Общепризнанным рекордсменом по неудавшимся покушениям является Фидель Кастро. По слухам, которые очень любит распространять кубинская пропаганда, ЦРУ ему пыталась даже бороду отравить, чтобы подбородок облысел и Фидель потерял свой имидж боевого бородача из лесов Сьерра-Маэстры. Между прочим, любопытный способ по облысению… Ох, уж это ЦРУ!

Все это было бы так смешно, если бы не было грустно. Нельзя жить в стране, руководство которой перед телекамерой рассказывает о том, что на его персону готовится покушение. Страшно, если глава государства не понимает, что выдавливание слезы жалости к нему лично убивает в людях уважение к посту, который он занимает. Ну закручинится о судьбе президента, на которого «мериканцы нож точат», какая-нибудь сельская бабуля, а ее сынок-тракторист плюнет и скажет в сердцах: «Да кому он нужен…»

Так давайте пожелаем первому белорусскому президенту долгих лет жизни! Он нас еще не раз удивит…