Лаборатория Андрея Вардомацкого НОВАК провела социологический опрос с 26 февраля по 3 марта 2004 года по горячим следам разгоревшегося между Россией и Беларусью «газового» конфликта (объем выборки 1107, выборка репрезентативна относительно взрослого населения РБ по полу, возрасту; в ней пропорционально представлено население всех регионов республики и всех типов населенных пунктов).
В рамках опроса респондентов спрашивали, в частности, об их отношении к этому конфликту, а также об источниках информации, из которых они узнали о событии.

* * *

Между Беларусью и Россией возник конфликт по поводу поставок российского газа в Беларусь по более высокой цене. Как, по-вашему, кто виноват в этом конфликте?

«Газовый конфликт» и СМИ : График 1

Из каких информационных источников вы получали информацию о конфликте, связанном с поставками российского газа в Беларусь?

Если вы получали информацию из разных информационных источников, то какие их них более объективно освещали конфликт Беларуси и России по поводу поставок газа?

Процент по GRP новостных программ, февраль 2003

Процент по GRP новостных программ, февраль 2003 График 1

Процент по GRP новостных программ, февраль 2004

Процент по GRP новостных программ, февраль 2003 График 2

TV-channel Programs

Rossiya Vesti
Россия Вести недели
НТВ Сегодня
НТВ Страна и мир
НТВ Намедни
ОНТ Время
ОНТ Новости (рус.)
БТ Новости
БТ Панорама
Лад Новости
ОНТ Наши новости
ОНТ Контуры

Комментарий Андрей Вардомацкого

Приведенные графики позволяют сделать главный вывод: газовый конфликт в глазах белорусского общественного мнения Россия проиграла вчистую. Это понятно из следующего:

1) более виновной стороной в конфликте белорусское общественное мнение считает Россию;

2) основную информацию по конфликту белорусское общество получало из белорусских, а не российских масс-медийных источников;

3) более объективное освещение этой ситуации, согласно восприятию белорусского массового сознания, предлагали белорусские, а не российские СМИ.

К тому же рейтинг Лукашенко на момент сразу после окончания газового конфликта в некоторой степени возрос.

Итак, переструктурирование белорусского медийного пространства, являвшееся ранее абстрактной технической возможностью, если угодно технической виртуальностью, потенциальным заявленным намерением, стало действительностью общественного мнения. Эта новая реальность воздействует и эффективно формирует белорусское общественное мнение.

Существовавшая ранее доминанта российского новостного вещания сломана.