Интрига вокруг дальнейшей судьбы «Беларуськалия» разворачивается все острей. Что ждет самое ликвидное белорусское предприятие в скорой перспективе? Приватизация? Продажа блокпакета? Или же залог акций для спасения всей экономики страны, вслед за чем неминуемо последует его приватизация?

Валюта под залог «Беларуськалия»

На фоне растущих девальвационных ожиданий правительство, похоже, пытается собрать валюту для того, чтобы возобновить валютные интервенции на биржевом рынке, без чего невозможно выйти на единый валютный курс. По оценкам Нацбанка, для этого может потребоваться 2,5-4 млрд. USD.

В ситуации острого валютного кризиса в стране белорусские власти выбрали наиболее безболезненный, по их мнению, способ привлечения валюты — через займы и кредиты под активы ведущего национального экспортера. В начале июня была предпринята попытка привлечь кредит в 1 млрд. USD в счет будущих поставок калия. Предполагалось, что такой кредит предоставит российская компания «Уралкалий» — партнер «Беларуськалия» по ЗАО «Белорусская калийная компания» (БКК). Ожидалось, что эта сделка может быть закрыта до конца июня.

Условия сделки не озвучивались. По неофициальным данным, предполагалось, что «Беларуськалию» для погашения кредита в 1 млрд. USD придется примерно в течение года поставлять компании «Уралтрейдинг» 60% произведенного объема калийных удобрений по фиксированной цене — примерно по 350 USD/т. Вероятно, «Уралкалий» рассматривал калийный кредит как первый шаг к приватизации «Беларуськалия». Однако белорусские власти этого как раз не хотели — видимо, по этой причине ничего и не получилось.

Затем белорусские власти обратились за кредитом в Сбербанк РФ. В июле эта тема обсуждалась на встрече А. Лукашенко с руководителем Сбербанка РФ Германом Грефом. Кредитный комитет Сбербанка России уже принял решение о предоставлении ОАО «Беларуськалий» 2 млрд. USD в виде синдицированного кредита. Об этом председатель правления Сбербанка Герман Греф в начале августа доложил российскому премьеру Владимиру Путину. Греф уточнил: Сбербанк РФ и Deutsche Bank приняли решение выдать Беларуси кредит на 2 млрд. USD под залог 35% акций «Беларуськалия».

Официальный Минск до сих пор никак не прокомментировал эту знаковую для национальной экономики новость. Что может означать: или же стороны еще спорят по условиям сделки или же власти до сих не решили, стоит ли брать этот кредит. Вероятно, нет однозначного мнения по этому вопросу и в правительстве. Поэтому, вероятно, неслучайно первым свою точку зрения по этому вопросу озвучил гендиректор ОАО «Беларуськалий» Валерий Кириенко. На пресс-конференции 18 августа. Он признал, что по кредиту идут сложные переговоры: по условиям, размеру процентной ставки и т. д. Тем не менее, заявил он, «я против предоставления кредита на таких условиях и я думаю, что и те, кто стоит выше меня, на это не пойдут».

Гендиректор поставил в пример азербайджанский кредит «Беларуськалию» на 300 млн. USD. Ибо, как было сказано, «здесь мы ничего не потеряли». Деньги уже поступили переведены в состав золотовалютных резервов Нацбанка, а «Беларуськалий» приобрел на эту сумму облигации. Официально условия азербайджанского кредита не озвучивались. По имеющимся данным, кредит выдан на 4 года, причем, «Беларуськалий» обязан сразу начать выплаты по кредиту.

«Не все у нас так плохо»

Гендиректор «Беларуськалия» считает, что «не все у нас так плохо», чтобы брать кредит под залог акций. Действительно, компания успешно наращивает свою сырьевую базу. Два года назад в уникально короткий срок, за 6 лет, объединение самостоятельно построило Краснослободский рудник стоимостью около 180 млн. USD. В перспективе «Беларуськалий» планирует ввести в эксплуатацию несколько рудников. В ближайших планах — отработка нового участка Петриковского месторождения в Гомельской области, где предусмотрено строительство не только рудника, но и обогатительной фабрики. Реализация стратегических планов по наращиванию сырьевой базы позволит предприятия в перспективе увеличить производство калийных удобрений до 14 млн. т в год.

Оптимизма калийщикам добавляет мировая конъюнктура. По результатам работы в 2010 г валютная выручка «Беларуськалия» заметно увеличилась в сравнении с кризисным 2009 г — до 2,060 млрд. USD (в 2009 г она составляла 1,246 млрд. USD). В этом году «Беларуськалий» ожидает получить валютную выручку в сумме около 3 млрд. USD (при объеме экспорта калийных удобрений около 7,3 млн. т). Средняя экспортная цена белорусских калийных удобрений в этом году приближается к 400 USD/т, а до конца года еще увеличится на 30-40 USD/т. в то время как в целом по прошлому году она была около 300 USD/т.

Между тем в условиях валютного кризиса в стране «Беларуськалий», по сути, остается главным валютным донором госбюджета. Вся сверхприбыль у него оперативно изымается. Экспортная пошлина на калийные удобрения повышена с 1 июня с 50 EUR/т до 75 EUR/т. Также правительство Беларуси в рамках обещаний, данных Антикризисному фонду ЕврАзЭС, недавно приняло решение о резком — в 12,6 раза — повышении ставки налога, но добычу калийной соли: с 972 до 12.240 Br/т.

Главный экспортер страны обременен и другими обязательствами. В прошлом году «Беларуськалий» стал соучредителем предприятия по разработке на территории Беларуси месторождения горючих сланцев. Компания должна будет профинансировать разведочные работы в данном проекте, не имея никаких гарантий получить отдачу от данных денежных вложений.

Наконец, солигорский комбинат по-прежнему субсидирует внутренний рынок, поставляя свою продукцию себе в убыток.

При этом правительство поручило «Беларуськалию» построить в 2011–2012 гг производство NPK-удобрений, а к 2013 г — химический комбинат по глубокой комплексной переработке хлоридсодержащего минерального сырья. «Беларуськалий» обязали реализовывать эти проекты самостоятельно и за счет собственных средств. Теперь к эти обязательствам прибавился валютный кредит Азербайджана, а также помощь отечественным нефтяникам, у которых не хватает валюты на закупку нефти.

Что играет на снижение цены акций

Осилит ли «Беларуськалий» дополнительный финансовый пресс в виде 2 млрд. USD? И не будет ли новый кредит под залог 35% его акций означать на фоне усиливающегося валютного кризиса в стране скорую его капитуляцию — то есть, передачу акций кредитору в обмен на валюту для спасения белорусской экономики?

Пока нет детальной информации об условиях калийного кредита от Сбербанка РФ, нельзя сказать, выгоден ли этот кредит для Беларуси и есть ли шансы у «Беларуськалия» за него расплатиться. Но, видимо, неслучайно Г. Греф на встрече с В. Путиным в начале августа отметил, что это для Беларуси сейчас «непростой период времени», «но для нас это достаточно надежный, хороший кредит». Надежный и хороший, видимо, потому, что «в качестве обеспечения по кредиту будут предоставлены экспортные контракты „Беларуськалия“, а также 35% акций предприятия в залог». По словам Грефа, «в этот сложный период времени это очень сильно поможет экономике Беларуси в преодолении кризиса».

Условия кредита, как отметил Г. Греф, определялись исходя из международных стандартов. Эксперты отмечают, что согласно стандартным банковским процедурам размер валютного кредита, который может быть дан предприятию, на 20-30% меньше, чем стоимость залога. Это обусловлено валютными рисками, которые рассчитываются по особым коэффициентам: около 1,2-1,3 по отношению к сумме залога. Таким образом, с учетом валютных рисков и т. д. получается, что на самом деле цена 35% акций «Беларуськалия» оценена примерно в 3-3,3 млрд. USD. Соответственно, весь пакет акций «Беларуськалия» при таком подходе составляет около 9-10 млрд. USD.

Вероятно, эта сумма могла очень сильно смутить белорусскую сторону — уж больно низкой даже с учетом стандартных банковских процедур получается стоимость главного актива страны. Тем более, на фоне заявленной ранее А. Лукашенко цены — 30 млрд. USD, а с 1 июля, как было заявлено, «эта сумма будет индексироваться на уровень инфляции доллара».

Время — деньги

Ясно, что белорусским властям хочется получить большие деньги за «Беларуськалий», но при этом не продавать контрольный пакет.

Недавно индийская газета Mint со ссылкой на двух высокопоставленных индийских чиновников сообщила, что Индия хочет купить 20-25% акций «Беларуськалия» за 6-7 млрд. USD, чтобы обеспечить стабильные долгосрочные поставки удобрений для удовлетворения растущего спроса. Однако Индия как крупнейший мировой потребитель калийных удобрений (уже сейчас эта страна обеспечивает около 10% мирового потребления калия) заинтересована в максимально низких ценах на эту продукцию. «Беларуськалий», напротив, заинтересован в максимально высоких мировых ценах.

И хотя озвученная СМИ цена предполагаемой с Индией сделки внешне выглядит весьма заманчиво — 20-25% акций предприятия за 6-7 млрд. USD — очевидный конфликт интересов вряд ли может сопутствовать данной сделке.

Если бы не острая нужда в валюте, белорусские власти охотно отложили бы приватизацию самого ликвидного отечественного предприятия. Благоприятная ценовая конъюнктура сейчас работает на повышение капитализации предприятия, как и реализация ряда намеченных инвестиционных проектов.

Поэтому официальный Минск предпринимает активные попытки использовать альтернативные возможности для привлечения валюты. Правда, опять же, под калийные возможности. А что делать, если все другие возможности закрыты?

Калийная тема активно обсуждалась в ходе недавнего официального визита президента Беларуси А. Лукашенко в Катар. Основная тема переговоров — сотрудничество с Катаром в сфере минеральных удобрений. По итогам переговоров официально было заявлено, что в Катаре может быть создано совместное с Беларусью производство комплексных удобрений (NPK) стоимостью 1,75 млрд. USD мощностью около 2 млн. т. Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко сообщил, что к 1 сентября будет завершена подготовка ТЭО строительства завода по производству NPK-удобрений в Катаре. Затем предполагается строительство аналогичного завода в Беларуси. Первый завод будет ориентирован на рынки Азии и Океании, то второй — на рынки Европы и СНГ. Обсуждалась также возможность покупки Катаром прав на доступ к белорусским запасам калия. Это может быть форма совместного предприятия, либо концессия на разработку нового месторождения или покупка части акций действующего белорусского предприятия, о чем сообщил БЕЛТА министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов.

Отметим, что в этом году Беларусь подготовила инвестиционные предложения по разработке Петриковского и Октябрьского месторождений калийных солей. Эти месторождения практически вплотную примыкают к месторождениям калийной соли, включенным в ресурсную базу ОАО «Беларуськалий». Запасы Петриковского месторождения оцениваются в 1 млрд. т калийной руды, стоимость инвестпроекта составляет 600 млн. USD, срок окупаемости — 7-8 лет. Запасы Октябрьского месторождения оцениваются в 282,5 млн. т, стоимость инвестпроекта составляет 600 млн. USD. В начале года белорусская сторона прорабатывала вопросы по Петриковскому и Октябрьскому месторождениям калийных солей с российскими компаниями, заинтересованность также проявляла канадская Potash Corp. — первая в мире компания по производству калийных удобрений.

Окончательное решение о возможности передачи этих месторождений в концессию или разработке их за счет привлечения стратегического инвестора остается за властями. «Надо определить, что мы получим в результате такой совместной деятельности — конкурента „Беларуськалию“ или партнера», — заявил в феврале замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Анатолий Лис.

Что касается Катара, то он не конкурент «Беларуськалию» в реализации данных проектов. Если белорусско-катарские проекты действительно заработают, то белорусская сторона может рассчитывать на приток валюты. Однако эти проекты, увы, пока находятся лишь на начальной стадии обсуждения.

В тоже время валютный кризис в стране усугубляется с каждым днем. И чем дольше правительство медлит с выходом на единый курс, тем больше валюты потребуется валюты для поддержания курса национальной валюты. По оценкам, сегодня это уже не 2,5-4 млрд. USD, как заявляет Нацбанк, а 4-6 млрд. USD.