Собственно об аварии произошедшей на японской АЭС «Фукусима», я писать не буду — материалов и так достаточно. Здесь мне хотелось бы обратить внимание на реакцию политиков и специалистов на эти события. То есть как восприняли они «японский урок».

Реакции разные. Один тип реакций я бы назвал адекватным. Вот примеры адекватной, с моей точки зрения, реакции. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх считает, что в связи с событиями в Японии система безопасности атомных электростанций во всем мире должна быть пересмотрена. Об этом он заявил на конференции, организованной еженедельным общественно-политическим журналом India Today. «Трагические инциденты, произошедшие на японских АЭС после землетрясения и цунами, должны заставить нас пересмотреть стратегии ядерной безопасности. Мировое сообщество должно извлечь уроки из событий в Японии», — подчеркнул глава индийского правительства.

Правительство Германии готовит пакет мер, направленных на существенное повышение норм безопасности АЭС. Министр окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов Норберт Рёттген (Norbert R? ttgen) намерен резко ужесточить нормы безопасности АЭС. Как сообщает агентство dpa со ссылкой на участников состоявшегося в пятницу, 18 марта, в Берлине совещания представителей правящей коалиции, Рёттген намерен в ближайшее время представить новую концепцию безопасности… На сегодняшний день ни одна из немецких АЭС не соответствует предъявляемым критериям, замечает агентство Reuters. По мнению специалистов отрасли, столь жесткие требования могут привести к полному отказу от ядерной энергетики. В случае реализации предлагаемых мер нерентабельными станут даже новые атомные электростанции.

События в Японии приведут к пересмотру планов по строительству атомных электростанций (АЭС) в России. Такое мнение высказал генеральный директор ООО «Газпром энергохолдинг» Денис Федоров, выступая на конференции «Российская электроэнергетика: итоги реформы и перспективы развития», организованной газетой Ведомости. «То, что произошло в Японии, должно отразиться на развитии атомной энергетики, в том числе в России. Придется пересматривать стандарты строительства и подходы к проектированию атомных станций с учетом новых требований безопасности», — отметил Д. Федоров, передает РБК. По его словам, в настоящее время строительство АЭС обходится в USD 7-8 тыс за 1 кВт установленной мощности, а новые требования безопасности приведут к его удорожанию на 40-50%. «Есть ли смысл строить столько АЭС в стране, обладающей богатыми запасами углеводородного сырья?».

Власти КНР приняли решение заморозить выдачу разрешений на строительство новых АЭС, которые в настоящий момент проходят стадию проектной подготовки и процедуры согласования. Кроме того, правительство страны проведет широкомасштабные проверки уже построенных и введенных в эксплуатацию, а также строящихся в настоящее время АЭС. «Мы решили временно приостановить выдачу разрешений по проектам ядерной энергетики, включая те, что находятся на предварительной стадии разработки», — сообщается в материалах, распространенных пресс-службой Госсовета КНР.

На фоне кризиса в Японии Венесуэла приостанавливает реализацию ядерной программы. Как заявил президент Венесуэлы Уго Чавес, он приказал министру энергетики страны Рафаэлю Рамиресу заморозить все проекты по разработке атомной энергии в мирных целях.

И так далее, таких примеров много.

Характерно, что практически никто, кроме импульсивного Уго Чавеса, не говорит о немедленном запрете атомной энергетики, но практически все говорят о необходимости приостановить ее развитие, проанализировать факты, ужесточить требования безопасности к АЭС и пр. В общем, сначала сделать адекватные выводы из катастрофы, а потом уже строить или не строить новые АЭС.

Реакцию других политиков, лично я бы назвал неадекватной. Вот примеры неадекватной реакции, замечу, крайне редкие на общем фоне.

Александр Лукашенко одобрил проект межправительственного соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в строительстве на территории Беларуси атомной электростанции с учетом изменений принципиального характера, внесенных в результате проведения переговоров с российской стороной. Соответствующий указ, как сообщает БЕЛТА, подписан 14 марта.

Беларусь не намерена корректировать свои планы по строительству атомной электростанции. «На вопросы безопасности мы будем обращать особое внимание», — заявил журналистам первый вице- премьер правительства Владимир Семашко, — Когда мы выбирали тип станции, исходили из того, чтобы она была с высокой степенью безопасности». Он напомнил, что белорусская сторона остановилась на российском варианте, «где учтены все нештатные моменты». В. Семашко также добавил, что данный тип станции «имеет активные и пассивные ловушки». Кроме того, отметил первый вице-премьер, в технико-экономическом обосновании «есть очень ответственный и важный раздел, касающийся воздействия АЭС на окружающую среду». В этой связи, отметил Семашко, «этот проект прошел экспертизу в Беларуси, в странах-соседях, мы учли все замечания».

Можно подумать, что другие страны специально выбирают опасные проекты и только Беларусь — безопасный. А про то, что учтены все возможные варианты, так над этим можно было бы посмеяться, если бы речь не шла о столь опасном объекте. Все учесть невозможно — это ведь аксиома. И зачем к тому же еще говорить и заведомую неправду. Например, о том, что соседние государства не возражают против строительства нашей АЭС («этот проект прошел экспертизу в Беларуси, в странах-соседях, мы учли все замечания»). В действительности возражают, и замечания эти мы проигнорировали. Кого хотим обмануть?

Министр транспорта и коммуникаций Литвы Элигиюс Масюлис предлагает созвать Совет по обороне государства и сформулировать официальную позицию в связи со строящейся в Беларуси АЭС. «Литве нужен ясный план, как себя вести дальше в ситуации, когда Беларусь строит АЭС рядом с Вильнюсом», — убежден Масюлис. По его словам, высказанные до сих пор комментарии природоохранников и специалистов в области энергетики, также ноты, которые посылали Беларуси, не произвели большого эффекта. «Быть может, Литве надо кооперироваться с другими странами ЕС, чтобы о планах в связи со строительством АЭС рядом с Вильнюсом говорили на высшем уровне», — отметил Масюлис.

Депутат Европейского парламента от немецкой партии «зеленых», заместитель председателя межпарламентского комитета ЕС-Россия Вернер Шульц призвал Москву и Минск незамедлительно отказаться от планов строительства белорусской АЭС. В интервью Deutsche Welle он назвал это решение на фоне трагических событий на атомной станции в Японии безответственным как по отношению к белорусам, так и к гражданам всей Европы.

Выводы.

Руководители и специалисты с адекватными реакциями понимают, что нормы безопасности для АЭС будут очень серьезно пересмотрены в сторону ужесточения. Все адекватные правительства до прояснения ситуации в Японии приостанавливают строительство новых АЭС, а кое-где даже и останавливают действующие. Да и зачем сейчас строить, чтобы потом перестраивать по новым нормам. К тому же адекватные специалисты понимают, что новые требования к безопасности АЭС резко увеличат стоимость их строительства. В такой ситуации, возможно, нет смысла начинать строительство новых АЭС вообще, во всяком случае, в ближней перспективе. И только неадекватные руководители продолжают упорствовать, возбуждая негативное отношение к себе как за пределами страны, так и внутри нее.