В 2010 году объем внешнеторгового оборота Беларуси увеличился на 20,5% (до USD60,1 млрд), а сальдо внешней торговли сложилось отрицательное в размере USD9,64 млрд (увеличилось на USD2,4 млрд или на 32%).

Во всех временах в школах на уроках арифметики решались задачи на сообразительность. Поэтому на уроке в любой белорусской школе учительница может спросить: «Дети, как вы думаете, по какой причине увеличилось отрицательное сальдо?». И даже от самого нерадивого ученика, от легендарного Вовочки услышит: «Вероятно, по причине роста внешнеторгового оборота». «Давайте проверим», — скажет учительница. Экспорт Беларуси увеличился на USD3,9 млрд (на 18,4%), импорт — на USD6,3 млрд (на 22%), следовательно, товарная масса импорта превысила в росте товарную массу экспорта на USD3,4 млрд.

Учительница может спросить, что следует в данной ситуации для сокращения величины отрицательного сальдо, и детишки наверняка ответят: сократить объемы внешней торговли. Разумеется, в этом утверждении не вся правда, и далеко не безусловная, тем более — не исчерпывающая истина. Но таких истин на все времена не бывает. Многое зависит от точек зрения, те, в свою очередь — от ситуации и определенного опыта.

Например, председатель МВФ Мишель Камдессю, будучи с визитами в Москве, принял приглашения российского премьера Черномырдина, отдохнуть на охоте, а заодно и попариться в русской бане. Господин Камдессю рассчитывал, что в неформальной обстановке сумеет объяснить Виктору Степановичу суть процессов, происходящих в экономике, которой управляет его правительство. Существенного успеха эти попытки не принесли.

В Беларуси в правительстве всегда было много очень ответственных товарищей, которые видели источник всех зол в забвении советских традиций. А в те времена все было очень просто. Где-то добывали руду, плавили металл, производили его первичную обработку, затем изготавливали комплектующие, после привозили в Беларусь, где из этих и других комплектующих, узлов и механизмов белорусы, не располагавшие богатой ресурсной базой, изготавливали станки, тракторы, автомобили, телевизоры и др. товары, которые возвращались к добытчикам сырья. На каждом таком этапе производилось добавленная стоимость, получаемая предприятиями. Поэтому в любом случае (ввиду отсутствия торговли и конкуренции), Беларусь реализовала большую стоимость и получала большую выгоду, чем ее партнеры по технологической цепочке.

Сейчас ситуация иная. Сырьевые российские отрасли имеют возможность продавать свое сырье на всех рынках, равно как и покупать готовую продукцию. Поэтому, с одной стороны, конкуренция за сырьевые ресурсы, которых при нормальном функционировании мировой экономики не бывает достаточно, ведут к росту цен. С другой стороны, эта же конкуренция заставляет ведущих производителей готовой продукции снижать ресурсоемкость производства, стимулирует усилия по повышению ценовой и качественной конкурентоспособности. То есть у производителей сырья имеется возможность оптимального выбора покупателей сырья (энергоресурсов) и продавцов готовой продукции.

А положение Беларуси очень неустойчиво. Приобретение сырья и энергоресурсов, продажу совей продукции она, проигрывая основным конкурентам, пробует обеспечить не за счет модернизации своей экономики (немыслимой в условиях отказа от реформ), а за счет установления особых отношений с основными партнерами. Отношений, нерыночных по существу.

Это и СНГ, и так называемое Союзное государство, и единое экономическое пространство и недавно оформленный Таможенный союз. Что в итоге получается, показывает внешнеторговая статистика за прошлый год. Характерной его приметой стали, мягко говоря, трения между «союзниками» по поводу поставок в Беларусь нефти. В результате объем ее поставок в Беларусь сократился. В итоге, отрицательное сальдо в торговле с Россией уменьшилось с USD10 до 8,2 млрд. Поэтому прав был Вовочка: такую невыгодную торговлю надо каким-то образом сворачивать. Не то чтобы отказаться от импорта сырья и экспорта готовой продукции в Россию. Но эффективней использовать это сырье, и повышать конкурентоспособность экспорта.

Иначе ничего хорошего Таможенный союз нам не даст и в будущем. В его рамках за прошлый год ухудшились позиции Беларуси в Казахстане (положительное внешнеторговое сальдо уменьшилось с USD240 до 60 млн). А в целом Таможенный союз стал (благодаря отрицательному сальдо в USD8 млрд) структурой с наихудшими условиями для Беларуси.

Но этим проблемы не исчерпываются. В прежние годы отчасти ситуацию спасала продажа нефтепродуктов в дальнее зарубежье. Но постепенно положительное сальдо в торговле ими уменьшалось, а в 2010 году сошло на нет и стало отрицательным. В 2009 году в торговле со странами вне СНГ белорусский экспорт превышал импорт на USD1,6 млрд, а в прошлом году получилось минус USD2,6 млрд.

Таким образом, утрата позиций на западных рынках оценивается в USD4,2 млрд. Еще ничего не сделали, но уже профукали сумму, сопоставимую с той, которую хотят получить от продажи «Белкалия». А у нас таких предприятий — на раз, два и обчелся.

Проблема постоянно растущего дисбаланса внешней торговли уже давно признано правительством самой главной, и стала одной из самых обсуждаемых в СМИ. Акценты порой расставляются самые необычные, рецепты выписываются самые экзотичные. Типа того, что мы, с одной стороны, резко нарастим экспорт продтоваров, а с другой перейдем на продажу наукоемкой продукции. И при этом уже запланировали и приняли к исполнению задачу по наращиванию оборота, в основном «не наукоемкой» продукцией.

Михаил Мясникович на недавнем совещании в правительстве при подготовке экспортной стратегии потребовал от министерств и ведомств учитывать возможности ЕЭП и Таможенного союза. На самом деле надо учитывать, и надо учиться торговать. Но не менее важно производить такую продукцию, которую можно продавать с выгодой для предприятий, государства, страны, общества и населения.

Пожалуй, единственным деятелем, сохранившим способность здраво мыслить, несмотря на долгие годы пребывания у власти, остается Петр Прокопович. По мнению Председателя Нацбанка, заложенные в проект программы развития экспорта параметры, не обеспечивают в итоге выход на положительное сальдо.

Как говорится, стар и млад оказываются едиными в оценках. Мужественный ответ Вовочки на вопрос строгой учительницы совпадает с суждением Героя Беларуси, высказанным на высоком собрании.