Драматическая послевыборная ситуация в Беларуси оставила на заднем плане события в Казахстане, с которым наша страна, как известно, связана многочисленными братскими узами в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенного союза и Единого экономического пространства, не говоря уже об общем советском прошлом.

Между тем происходящее там также имеет самое прямое отношение к проблемам, связанным с высшей властью. Точнее, с организацией ее передачи. Еще точнее, с поиском варианта отказа от оной. Кто знает, может когда-нибудь и другие возжелают двинуться по проторенной казахстанцами дорожке…

Надо признать, что они нашли достаточно нестандартное решение. В конце декабря в Усть-Каменогорске прошел форум сторонников президента Нурсултана Назарбаева. Целью курултая было создание инициативной группы по проведению референдума о продлении его полномочий в качестве главы государства и лидера нации (по-местному, елбасы) аж до 6 декабря 2020 года.

Примечательно, что в Казахстане тоже не обошлось без участия известного поэта. Вот только в отличие от романтика Некляева, некогда числившийся в демократах Олжас Сулейменов оказался сугубым прагматиком, заявив: «Выборы намечены на 2012 год, но я считаю, что нам надо сэкономить эти два года. Казахстан сейчас на подъеме, отвлекать всю президентскую команду и самого президента от решения важных задач, стоящих перед Казахстаном, не стоит. Референдум может помочь сэкономить силы, тем более результат выборов все равно был бы известен, но ради этого тратить сотни миллионов на подготовку проведения выборов едва ли стоит».

Правда, поначалу такую экономию поставил под сомнение ЦИК Казахстана, заикнувшийся было, что денег на плебисцит в бюджете не заложено. Однако после того, как инициативу подхватила возглавляемая Назарбаевым правящая партия «Нур Отан», все сомнения разом отпали. Естественно, не осталась в стороне и нижняя палата национального парламента — мажилис. Более того, некоторые депутаты выступили за продление полномочий господина Назарбаева сразу до 2030 года.

Таким образом, процесс пошел. Причем настолько стремительно, что уже к 10 января, несмотря на новогодние праздники, в поддержку референдума при необходимых двухстах тысячах подписей граждан было собрано более пяти миллионов. Понятное дело, исключительно на энтузиазме широких масс, безо всякого использования административного ресурса.

В свете такого единодушного общественного подъема члены обеих палат парламента единогласно приняли решение, призывающее Назарбаева назначить референдум. Однако тут их постиг неожиданный удар: президент подписал указ, отклоняющий предложение вынести на референдум вопрос об изменениях в Конституцию.

Впрочем, согласно той же Конституции, если президент отклоняет предложение парламента о вынесении на республиканский референдум вопроса о внесении дополнений в Основной закон, то парламент вправе принять закон самостоятельно. В итоге все сложилось к лучшему: возникновения столь серьезного препятствия позволило наглядно продемонстрировать всему миру, что зря отдельные злопыхатели утверждают, будто в стране никто не смеет противоречить елбасы.

Как показала практика, еще как смеют. Отчаянными храбрецами проявили себя все те же депутаты мажилиса, к тому же поголовно являющиеся членами единственной фракции, представляющей упомянутую партию «Нур Отан». Они объявили о готовности преодолеть президентское вето, то есть получить четыре пятых депутатских голосов.

Вероятно, смелости им придал прецедент, случившийся не далее как минувшим летом, когда Назарбаеву и был присвоен статус елбасы. Тогда он тоже был не был согласен и не стал подписывать соответствующий закон, лишь почему-то не вернул его в парламент для дальнейшего обсуждения, и через месяц документ вступил в силу.

Возможно, просто забыл — как-никак, 70 лет.

Наконец, 28 января Назарбаев выступая в парламенте с ежегодным посланием к народу, отметив, что «для меня и для всех нас сложилась непростая политическая коллизия в связи с общенародной инициативой о проведении референдума по продлению полномочий президента до 2020 года». Он сделал акцент на том, что в поддержку плебисцита собрано более пяти миллионов подписей, что составляет около двух третей электората страны, и заявил, что «воля народа превыше всего». В этой связи он заявил о своей готовности оставаться у власти столько, сколько ему позволят здоровье и поддержка народа.

Так что если все пройдет по плану, то Назарбаев сможет сохранить президентство до своего 80-летия, находясь во власти с 1991 года. В 1995 году его полномочия были продлены на референдуме еще на один срок, а выборы он выиграл потом дважды — в 1999 и 2005 годах, набрав 79,78% и 91,15% соответственно. В 2007 были приняты поправки в Конституцию, позволяющие баллотироваться на президентский пост неограниченное количество раз.

Казахстанская оппозиция, само собой, выступила против, но в силу нынешней крайней слабости повлиять на происходящее она не в состоянии. Население инертно и поддерживает инициативу о проведении референдума, так как оно не испытало периода безвластия, политической неопределенности и боится такого рода перемен. А тут еще прямо под боком такой яркий пример, как Киргизия…

На этом основании российский политолог Дмитрий Фурман предсказал, что честных электоральных кампаний в Казахстане не будет «до глубокого политического кризиса, который неизбежно произойдет или в конце правления Назарбаева, или после его смерти».

Несколько больший интерес вызывает международная реакция. Но и здесь, судя по всему, оказался прав советник Назарбаева по политическим вопросам, выразивший уверенность, что Запад если и будет протестовать против продления полномочий Назарбаева, то только формально, ибо на самом деле он заинтересован в «стабильном Казахстане».

Например, правительство США объявило, что национальный референдум, в случае замены им президентских выборов, будет отходом от демократии. Но министр иностранных дел Канат Саудабаев на встрече с американским послом в Астане отмел все претензии, заявив, что «вопрос о референдуме соответствует представлениям его страны о демократии и является вопросом внутренней политики Казахстана». Не исключено, что критика станет более жесткой по мере приближения события, однако и тогда ожидать каких-либо решительных действий Запада вряд ли стоит.

Само собой, про Россию и говорить нечего. Кремль вообще не проявил никакой реакции, по-видимому, придерживаясь того же мнения, что и заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин, который высказал убеждение, что «с точки зрения чистой демократии это, конечно, нехорошо. Назарбаев авторитарен и недемократичен, но он хороший президент».

Публицист Аркадий Дубнов высказал опасение, что после своих триумфальных побед лидеры партнеров России по Единому экономическому пространству могут поставить ее лидерам ультиматум: «Или вы тоже должны обеспечивать себе победу с большинством в 80-90%, или мы вас выгоним из ЕЭП, как страну с недоразвитой демократией». Надо полагать, теперь российские дуумвиры приложит все усилия, чтобы соответствовать коллегам.

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…