Вечером 19 декабря в Беларуси очень многое изменилось, и собирать печальный урожай этих событий мы будем еще долго. Многие наблюдатели сходятся во мнении, что причина тому — провокация, устроенная чьим-то злым гением во время митинга на площади Независимости. Пока спецслужбы разыскивают тех, кто собственноручно бил стекла и ломал двери в Доме правительства, стоит обратить внимание на вполне мирное событие, имевшее место за два дня до выборов.

Подвешенный кодекс

Во время пресс-конференции 17 декабря глава ЦИК Л. Ермошина сделала очень важное для последовавших событий заявление: «В 20.00 19 декабря у нас уже нет кандидатов в президенты, поэтому никакие предвыборные мероприятия и митинги после 8 часов вечера, на которые распространяются нормы избирательного законодательства, проводиться не могут» *.

Можно догадаться, что глава ЦИК пыталась перевести возможные в Минске акции протеста из-под действия Избирательного кодекса под Закон о массовых мероприятиях, согласно которому заявку на проведение митинга нужно подавать за 15 дней. По Избирательному кодексу заявку нужно подавать не позднее, чем за два дня, т. е. срок подачи истекал в день той самой пресс-конференции (отдельный вопрос — почему никто из организаторов так и не подал заявку на проведение Площади, но это другая история). Гораздо сложнее понять другое.

Во-первых, как может кандидат в президенты потерять свой кандидатский статус в момент закрытия участков, если ни он, ни ЦИК еще не знают результатов выборов? Согласно кодексу, ящики для голосования вскрываются участковой комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования, т. е. до 20:00 кандидаты должны оставаться кандидатами.

Во-вторых, как председатель ЦИК накануне основного дня голосования может быть уверена, что кампания пройдет в один тур? И даже если тур будет один, все тот же Избирательный кодекс дает кандидату право обжаловать итоги выборов в течение 3-х дней, т. е. статус кандидата должен за ним сохраняться еще как минимум три дня.

Роковая рекомендация

Не менее интересно другое заявление Л. Ермошиной касательно проведения экзит-полов в день выборов. Белорусский Избирательный кодекс не допускает опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и прогнозом их результатов в течение последних пяти дней до выборов.

Странным образом глава ЦИК отметила, что опубликование экзит-полов в день выборов не регулируется законодательством, а находится в сфере неформальных рекомендаций: «Имеют ли они право в течение дня это публиковать — законодательством не регулируется, но мы рекомендуем это не делать, так как появление таких данных может расцениваться некоторыми кандидатами как агитация в день выборов».

Нужно заметить, что «расценивать это как агитацию в день выборов» должны не кандидаты, а сам ЦИК. Более того, за такие действия ЦИК должен выносить предупреждение, потому что Избирательный кодекс черным по белому не допускает агитацию в день выборов.

Наконец, самое интересное. Л. Ермошина подчеркнула, что «если в течение дня начнется вброс неких фальшивых данных неких социологических центров, это будет вынужденная необходимость предоставлять иную информацию».

Это заявление настолько откровенно, что его можно даже не комментировать. Но все же обратите внимание, что глава ЦИК допускает вбросы фальшивых социологических данных в день выборов и считает вполне нормальным не пресекать это по закону, а уравновешивать публикацией «иной», т. е. правдивой информации.

Таким образом, за два дня до основного голосования руководство белорусского ЦИК элегантно подвесило Избирательный кодекс, заранее лишило кандидатов их статуса после закрытия участков, предвидело исход выборов в один тур и санкционировало войну экзит-полов.

И война началась

Нужно отдать должное дару предвидения ЦИК. Как и ожидалось, вбросы состоялись. Около 15:00 «Радыё Свабода» со ссылкой на пресс-службу кандидата Я. Романчука сообщает, что по данным экзит-полов некоего российского агентства Inside А. Лукашенко набирает 37,8%, а за альтернативных кандидатов в целом голосуют 42% избирателей. Агентство, разумеется, не имело разрешения ЦИК проводить экзит-полы.

Ответ следует незамедлительно. В 15:51 информационное агентство БелТА публикует данные экзит-пола белорусского аналитического центра EcooM, по которым А. Лукашенко уверенно лидирует с 72% голосов. Несмотря на полученные гарантии, агентство постаралось не брать на себя ответственность и опубликовало данные EcooM со ссылкой на иностранные агентства «РИА Новости» и «Рейтер»

Чтобы расставить все по местам, три часа спустя на очередной пресс-конференции ЦИК вновь посчитал нужным заверить журналистов в том, что опубликование социологических данных не противоречит законодательству.

Неудобные вопросы

1. Можно ли считать, что исход президентских выборов решился на экзит-полах? –Формально да, если мы отбросим версию о том, что исход был предзадан. Получается, что, говоря о приостановлении действия Избирательного кодекса в 20:00 19 декабря, глава ЦИК рассчитывала узнать исход выборов из данных экзит-полов, а не из подсчета голосов.

2. Можно ли считать, что жестокий разгон мирной демонстрации перед Домом правительства стал результатом войны экзит-полов при подвешенном Избирательном кодексе? — Вполне. Вброс информации агентством Inside запросто мог дать кому-то повод для чересчур решительных действий, тем более что законодательное поле для этого было заранее расчищено.

Приостановив волевым решением действие Избирательного кодекса после 20:00 19 декабря, ЦИК лишил кандидатов в президенты их статуса и тем самым дал белорусским силовикам карт-бланш на то, чтобы «закатывать в асфальт» мирную демонстрацию. Ведь по мнению и главы государства, и главы ЦИК, наблюдатели от ОБСЕ не имели права оценивать избирательную кампанию после 20:00. Потому что для белорусских властей выборы заканчиваются вместе с закрытием участков, а вместе с этим прекращает действие и усовершенствованный по рекомендациям ОБСЕ избирательный кодекс (будь он неладен)

3. Как после всего этого относиться к белорусскому Избирательному кодексу? — Если кодекс настолько эластичен, то участники следующих выборов должны быть готовы и к другим сюрпризам.

4. Наконец, главный вопрос. Как теперь воспринимать итоги этой избирательной кампании? — Оставим его открытым.

* Здесь и далее цитируются материалы агентства «Интерфакс-Запад».