Когда в мире кризис, кто-то ищет средства для спасения, кто-то — возможности для обогащения. Беларусь заточилась на успехи. И они пришли. Хотя и не к нам. К кому же?

Те, кто ставил на золото, получил доход в 25%, а вот наша внешняя торговля прибавила в экспорте на 23,7%. Успехи эти непременно освещались, хотя в физическом объеме наш прирост дальше 2% не пошел. Не хватило многого, особенно адекватной оценки ситуации.

Волшебной палочкой-выручалочкой назначили «либерализацию». В России — модернизация, у нас — либерализация. Кстати, модернизация — тезис китайских коммунистов, их бренд. Русские теоретики ничего нового не придумали.

И вот началось. Наша номенклатура долго приходила в сознание. Лишь, когда озабочено заговорили об улучшении инвестиционного и делового климата, телега сдвинулась. 15 лет запрягали неизвестного скакуна. Нынешняя политическая элита проспала 15 лет, а теперь делает вид, что успешно перешла к новым парадигмам. Интересно, что будет дальше. Но ожидать чуда оснований нет. Драйв прошел. Давно уже погас почти у всех наших бизнесменов. Прямо, «цветы запоздалые».

Наши «цветы запоздалые» — итог выжимания «социалистического лимона» — ридикюльных государственных предприятий. Отстали, запутались. Теперь же ратуют за либерализацию, новую налоговую политику, устранение тотального лицензирования. Кому и зачем это нужно? Нашим передовикам-гигантам? Да, кстати, что там у них?

В дни города были представлены площадки с продукцией белорусских предприятий. Людей было очень мало. Дорогие одежда и обувь, странные и забавные прицепы для туристов стоимостью под 2.5 тысячи долларов. Все — под песни и танцы советского времени. Чего ради так долго топтались на месте? Зачем столько времени и сил загубили? И, что имеем в середине 2010 года?

ВВП двинулся на 7 пунктов вверх. Ладно, год прошлый был «по нулям». Вырвались из оврага, поднялись наверх. Продажи вне страны также приросли. Некоторые экономисты уверяют, что значительно. Почти на четверть. С этими приростами следовало бы разобраться. Секрет наших успехов заключается в том, что средние цены экспорта выросли ровно на 21,3%. Есть еще такой важный показатель, как изменение цен импорта. Они тоже не стояли на месте. На мировом рынке мы товары покупаем и сырьевые, и готовые, и комплектующие. Так получилось, что с начала года цены импорта выросли на 13,1%. Торговали себе в пользу, в отличие от 2008 года, когда были негативные условия торговли.

Элементарные подсчеты: наша выгода в торговле составила (21,3% — 13,1% = 8,2%). Только за счет выгод внешней торговли мы получаем 8% от продаж. Вот и показатель «потолка» прироста внутренних доходов на счет условий торговли. Получается, что потенциально наш ВВП вполне мог прирасти на 8%. Получилось всего 7%. Зато без упорного и изнурительного труда. Лишь бы сохранить уровень затрат и труда прошлого 2009 года.

Таковы тайны и секреты нашей экономики. Страновые особенности. Продаем дороже, покупаем дешевле — в сравнении с 2009 годом.

Это не все тайны и неожиданности. Вот еще одна неожиданность — хотя логически неизбежная. Все знают, что Россия перестала поставлять нефть по ценам монопольно низким (уровень национальных, российских). На 1/3 упали потоки экспорта нефтепродуктов. Они шли в страны ЕС. Как следствие, и доля ЕС в экспорте страны уменьшилась, хотя и не драматически. Что же получилось? В первой половине 2010 года главный внешний интерес страны — Россия (39,3%). Именно столько «весит» наш экспорт по восточному вектору. Доля ЕС упала до 29,8%. Неплохо увеличилась доля «остальных стран» (мировая экономика без ЕС) — до 17%. Почти рекордная величина.

Итак, произошел «эволюционный переворот» в торговых приоритетах страны. Если до кризиса доминировали товарные потоки в страны Евросоюза, то «эгоистические меры» Кремля увеличили весомость экспорта именно в Россию.

Обращать, или не обращать внимание на такие изменения? Еще как! Россия «крутанула» нас по геоэкономической оси. Покончив с нашими успехами в продажах переработанной российской нефти на запад, Кремль заставил повернуться экономику Беларуси в сторону России. Хотя и не очень выросла относительная доля России, но за счет уменьшения доли европейцев, мы опять поставили восточного партнера на первое место по нашим внешнеэкономическим интересам.

Такой результат очень важен, чего политическая элита страны просто не понимает. Россия «ввинчивает» нас в новый тип поведения, новый вариант отношений. И это не какие-то информационные войны. Нет их. Есть интересы. Персон, групп, определенных лоббистов. И масса тех, кто подпрыгивает вокруг.

Регенерация в экономике хорошо совмещается с новым политическим курсом. Но не с реанимацией старой модели. Но пока элиты думают про выборы. Им кажется, что это и будет предпосылкой новой истории страны. А это не так.