Последнее время у меня складывается все более крепнущее ощущение, что выборы и в особенности «артподготовка» к ним превратят нашу страну в экономическую пустыню, где не будет ни одного живого дерева. Власть в предвыборном экстазе срубает экономику под корень — так срубают дерево, скажем, елку перед новогодними праздниками. Выглядит «елка» накануне «праздников» даже красиво — зеленая еще пока и даже хвоей пахнет, но фактически это уже не елка, но труп елки, то есть экономики. Ведь что обеспечивало жизнь этого «дерева»? Два главных корня — дешевые российские энергоносители и гарантированный сбыт на российском рынке вне зависимости от реальной конкурентоспособности товаров. Первый корень уже практически перерублен, второй сейчас пытаются дорубить.

Взять последний конфликт. Он — не из-за невыплаченных взаимно долгов, как его у нас представляют. Тут конфликт принципиальный. Если ставить вопрос обобщенно, то он звучит примерно так: имеет ли право Беларусь получать энергоносители по внутрироссийским ценам, оставаясь совершенно независимым и даже недружелюбным по отношении к России государством? Мы, естественно, считаем, что имеет. Россия по понятным причинам имеет противоположную точку зрения. Мне кажется, что эта точка зрения в конце концов и восторжествует. Главным итогом «газовой войны» стала не выплата долгов, но признание Беларусью существования контракта и контрактных цен, намного превышают те, по которым до того платила. В следующем году цены будут еще выше — если «Газпром» добьется еще и надбавок для своего СП на внутреннем рынке. Пошлины на нефть нам не отменили и не заметно, что собираются. Это, в сущности, и означает, что энергетический корень нашей экономики практически перерублен. А нарастающая предвыборная борьба «национального героя» с «русским медведем» перерубает и второй корень. Теперь Россия уже не будет закупать наши товары скопом только потому, что они из «братской Беларуси», не обращая внимания на прочие их характеристики. В таком случае действительно нет разницы, где продавать, — в России или в Африке (как призывал наш лидер), поскольку при реальной конкурентоспособности белорусских товаров наше «продавать», означает продавать, но никак не продать.

В принципе и наш лидер все это косвенно признает. Президент Александр Лукашенко требует более активно работать над инвестиционными проектами с Китаем. Об этом он заявил на совещании по сотрудничеству с Китайской Народной Республикой, передает БЕЛТА. Глава государства обратил внимание на то, что эти средства должны быть направлены исключительно на модернизацию белорусской экономики, повышение ее конкурентоспособности, то есть создание таких производств, которые бы позволяли работать исключительно по мировой цене на сырье и ресурсы и «не стоять на коленях раз за разом, выпрашивая какие-то преференции, в том числе от России». То есть открыто признается, что экономика наша неконкурентоспособна, и без российских преференций выжить не в состоянии, нужна какая-то новая экономика.

Только поздновато как-то спохватились. Теперь можно и не успеть, а до выборов так и точно не успеваем. Власть долго, очень долго, призывали к реформам и при этом неизменно их откладывала. Теперь выбора не осталось. Ведь старая экономика, срубленная, в общем-то, самой властью, стоит в виде «предвыборной елки», приукрашенная, но уже фактически мертвая. Так что вариант один — развивать новую экономику. Правда, правителям можно было бы уйти в сторону передать эту крайне тяжелую задачу другим людям. Других вариантов, кажется, нет.

Возможно, их уже и нет на самом деле: если экономику не «рубить», а реформировать, то переход мог бы быть осуществлен гораздо мягче. Отсюда вопрос: стоило ли делать из экономики срубленную «елку» ради тех же выборов — только ради того, чтобы показать электорату как «национальный герой» повергает в прах «российского медведя»?

«Медведь» при этом отнюдь не повержен, только озлоблен мелкими укусами. Ну ладно, объявят в результате «национального героя» президентом, но он как был, так и останется в «черных списках» Кремля, Евросоюза и США. Границы для наших товаров враз не откроются, деньгами нас в одночасье не завалят, да и вообще, вряд ли что мгновенно поменяется к лучшему после очередной, пусть и не признанной, но «элегантной победы». Будем мириться со всеми потом? А зачем тогда воевать сейчас? Народу, в общем, все равно под каким «соусом» ему преподнесут очередную «элегантную победу», народу реально кушать хочется, поэтому рубить ради «элегантной победы» экономику следовало бы поостеречься.