Вернейший способ быть обманутым — это считать себя умнее других.

Ф. Ларошфуко

Знает ли уважаемый читатель, откуда пошло понятие «желтая пресса»? По официальной версии, в 1895 г. американский художник-график Ричард Ауткоулт поместил в ряде номеров нью-йоркской газеты «The World» серию фривольных рисунков с юмористическим текстом; среди рисунков был изображен ребенок в желтой рубашонке, которому приписывались разные забавные высказывания. Вскоре другая американская газета — «New York Journal» — начала печатать серию аналогичных рисунков. Между этими двумя газетами возник спор из-за права первенства на «желтого мальчика». В 1896 г. Э. Уордмен, редактор «New York Press», напечатал в своем журнале статью, в которой презрительно назвал обе конкурирующие газеты «желтой прессой».

Белорусские государственные СМИ славятся своей «желтизной». Газеты составляют весь спектр оттенков желтого колера, а БТ отличается особым лимонным статусом.

Возьмем, к примеру, статью «Прямая линия» некой Кати Пряник (естественно, псевдоним), опубликованную 19 декабря в одной очень крупной государственной газете. Статья примечательна тем, что она активно использует все укоренившиеся в белорусском агитпропе методы оболванивания читателя.

Методику оболванивания поясним на примере. Три месяца назад в государственных СМИ появилась «сенсация». Оказалось, что в Беларуси немало хороших программистов. Даже белорусские хакеры оказались весьма головастыми ребятами. Публике такая информация понравилась. Хорошо, когда хвалят за интеллект. Никому и в голову не пришло спросить: «А вы этих программистов тестировали?» Но через неделю в государственных СМИ появились заголовки о том, что Беларусь впереди всего СНГ по экспорту программного обеспечения. Откуда такая информация? Кто считал? Никто. Ссылка на «мнение экспертов». Зато у народа прибавилось национальной гордости.

Через пару недель нас дополнительно проинформировали, что «общепризнан» белорусский успех в компьютерных технологиях. Кем «общепризнан» — не известно, но это и не важно, так как не прошло и десяти дней, как нас огорошили новой стадией раздувания «информационного пузыря» — мир «отдает должное» развитию высоких технологий в республике. Какой мир? Может быть, потусторонний? И какие технологии мы так здорово развили? Но все это уже не важно — «колея» проложена. С этого момента белорусские телевидение и государственные газеты приступили к жонглированию кодированными словосочетаниями — «общепризнанно», «отдает должное», «по мнению экспертов». Театр абсурда продолжился и 10 декабря в Женеве. На тамошнем «информационном» форуме выступил белорусский президент. В его речи оказались знакомые фразы — всеми «общепризнанно» и все «отдают должное» стране, которая, как оказалось, ни много ни мало — чуть ли не европейская «Силиконовая долина». Правда, в нашей «долине» даже компьютерную мышь сделать не могут, а сами компьютеры до сих пор собирают на чердаках и в подвалах, но это уже никого не волнует. «Пузырь» продолжает расти. В воскресной «Панораме» (13 декабря) ведущий заявил, что «Республика Беларусь, в отличие от соседей, выживает за счет экспорта высоких технологий». Хотя даже студенты знают, что основа белорусского экспорта — продукты переработки российской нефти, перепродажа российского газа и отгрузка калийных удобрений. Все остальное — трактора, МАЗы, телевизоры и т. д. — составляют в экспорте несколько процентов. Да к тому же это не технологии, а продукция машиностроения, зачастую продающаяся по демпингу.

Но агитпроп делает свое дело — заколачивает в головы белорусов мифы и предания. Подобных примеров можно привести десятки, но вернемся к пряничной Кате.

Катя пишет, что «даже не очень-то расположенная к нам российская пресса все чаще цедит сквозь зубы, что политтехнологи со Старой площади смелее и смелее берут на вооружение информационные приемы, изобретенные в Минске, в доме по Карла Маркса, 38». Кстати, всем известно, что по этому адресу в Минске находится Клуб изобретателей.

Мы не изобретатели, а обозреватели. По роду своей деятельности нам приходится из года в год ежедневно читать десятки газет, добрая половина из которых российские. Тем не менее, мы с полным основанием можем сказать, что ни разу нам не встречался материал, где бы российские журналисты «цедили сквозь зубы» о минских приоритетах в президентских политтехнологиях. Поэтому странно, с кем Катя собирается поделиться опытом… Но согласно правилам «желтого информационного пузыря» Катенька уже готова милостиво «простить» ничего не подозревающих россиян: «А что до былого высокомерия, то ничего: с кем не бывает, сочтемся славою…» Вот так, как говорится: «Без меня меня женили».

Возьмем для примера следующий абзац все той же статьи «Прямая линия», в котором, между прочим, рассказывается о вопросах и ответах президента России россиянам (18 декабря 2003 года). Приводим его полностью: «Естественно, что поступил и (почему-то анонимный) звонок, звучащий следующим образом: „Не передумали ли Вы объединяться с Республикой Беларусь?“ В. Путин ответил: „Нет, не передумал. Есть ряд сложностей в связи с этим вопросом. Мы готовы принять Беларусь в любом виде. Сейчас Беларусь не готова к глобальному объединению. Я не считаю себя в праве навязывать свою волю. Но у нас есть планы по объединению валютной сферы. Это тоже политическое решение. Есть и другие планы. Мы должны договориться по тем принципам, которые приемлемы для наших партнеров“. Обратите внимание, Екатерина Пряник дает слова В. Путина в формате цитаты, без пропусков и многоточий.

Хорошо, обратимся к официальной стенограмме «Прямой линии» Президента РФ от 18.12.03 г.

«ВОПРОС: Олег Павлович Кучко. Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович. Я представляю белорусское землячество, которое создано несколько лет назад в Вологде. И нас интересует следующий вопрос: не передумали ли Вы объединяться с Республикой Беларусь? Спасибо.

В.ПУТИН: Нет, Олег Павлович. Мы, конечно, не передумали. У нас есть определенные планы. Но есть и сложности в ходе этого процесса. Вы знаете, наверняка следили за этим, если задаете такой вопрос. Когда-то нам было сказано, что Беларусь готова идти на объединение так далеко, как к этому будет готова Россия. Мы отреагировали на это. Сказали, что готовы провести выборы единого президента, единого парламента, готовы принять Беларусь в любом качестве: либо целиком, либо отдельными регионами. Мы сразу же почти услышали реакцию: для Белоруссии, для белорусского народа сегодня, во всяком случае, такой способ кардинального объединения неприемлем. Так нам было сказано.

Я не считаю себя вправе настаивать на подобного рода объединительных процессах, которые не устраивают наших партнеров. Нужно делать только то, что хочет сделать наш партнер, на что он готов. И навязывать своей воли мы не собираемся, это просто бессмысленно. У нас существуют планы тем не менее по объединению в сфере валютного регулирования. Вы знаете, что есть планы по переходу на единую валюту. На первом этапе это должен быть российский рубль, с 1 января 2005 года по Договору мы должны это сделать. По всей видимости, вряд ли мы решим эту проблему в срок. Хотя наши центральные банки и министры финансов в целом договорились — даже подписали соответствующий документ. Но это тоже политическое решение.

У нас есть и другие планы. Мы будем действовать по тем направлениям, по которым сможем с нашими белорусскими партнерами договориться, договориться на тех основаниях и по тем принципам, которые приемлемы для наших партнеров. Процесс этот сложный, потому что он должен учитывать интересы обеих сторон: как России, так и Белоруссии. Но намерение идти по пути интеграции есть, и оно сохранилось не только у российского руководства, но и у руководства Белоруссии — в этом у меня сомнений нет».

Разница между двумя цитатами, как говорится, налицо.

Вот сейчас и можно сочетаться славой с Катенькой Пряник.

Во-первых, почему у этой девицы Олег Павлович Кучко вдруг стал анонимом? А он, между прочим, глава местного белорусского землячества. Непрофессионально.

Во-вторых, память у госпожи Пряник поистине девичья. Что же она «забыла» вставить в свое цитирование слова В. Путина о многолетней интеграционной демагогии белорусского президента: «Беларусь готова идти на объединение так далеко, как к этому будет готова Россия»? А потому «забыла», что когда Россия предложила это объединение, то получила в ответ эшелоны оскорблений и унижений: «даже Сталин себе этого не позволял», «нас хотят подмять», «империя» и т. д. Российский истэблишмент уяснил четко — с интеграцией А. Лукашенко Россию обманул. В. Путин это разочарование не скрывал: «Так нам было сказано».

В-третьих, Катя Пряник совершенно правильно заметила, что «совершенно не понятно, что это за новый такой термин „глобальное объединение“? Политология ничего подобное пока не знает…» Действительно непонятно, зачем Катя приписала авторство этого «нового» термина российскому президенту? Ведь он ничего подобного не говорил. Катя просто сочинила эти слова за него, а сейчас страдает: «…думай теперь над загадочным термином „глобальное объединение“. Так и хочется сказать „задумавшейся“ Кате: „Катенька, брось, не думай над тем, что пригрезилось. Все это девичьи фантазии о чем–то глобальном…“

В-четвертых, Катя Пряник, как истинная женщина, не может не воспользоваться случаем пригрозить мужчине пальчиком, тем более что мужчина — президент соседнего государства: «…хочется все же скромно напомнить Президенту России, что Минск неоднократно подчеркивал: союз должен быть равноправным. То бишь без взаимных посягательств на государственный суверенитет».

Насчет того, что Минск «подчеркивал», то тут стоит отметить, что он может хоть по двадцать раз на дню что-то «подчеркивать» или вычеркивать. Это никого дальше ста метров от пресловутого адреса — Карла Маркса, 38 — в принципе не волнует. Но все-таки стоит так же скромно напомнить Катерине слова российского президента: «Мы готовы провести выборы единого президента, единого парламента…», «Я не вправе настаивать на подобного рода объединительных процессах, которые не устраивают наших партнеров», «Нужно делать только то, что хочет сделать наш партнер, на что он готов», «…навязывать своей воли мы не собираемся, это просто бессмысленно», «Мы будем действовать по тем направлениям, по которым сможем с нашими белорусскими партнерами договориться, договориться на тех основаниях и по тем принципам, которые приемлемы для наших партнеров», «Процесс этот сложный, потому что он должен учитывать интересы обеих сторон: как России, так и Белоруссии». Неужели все эти вышеперечисленные фразы В. Путина из все той же реальной цитаты «Прямой линии» не отражают стремления России к равноправным отношениям с Республикой Беларусь? Неужели слова «Нужно делать только то, что хочет наш партнер» говорят о каком-то московском высокомерии или «посягательстве на государственный суверенитет»? Может быть, Катя считает, что глава Российской Федерации должен проявить к Александру Григорьевичу большее почтение, продемонстрировать свою полную ничтожность перед светлым образом Отца белорусского народа? Так об этом Кате и надо было писать, а не сочинять небылицы.

Очередной труд госпожи Пряник — а стоит отметить, что мы давно следим за ее творчеством, — примечателен тем, что в нем открыто и безнаказанно совершен подлог. Цитату президента соседнего государства извратили, дополнили своими фантазиями, а затем — за эту же фальшивку — цитируемого «автора» выпороли. Это яркий пример грязной журналистики.

Читатель спросит: «а зачем мы вообще касаемся этих газетных извращений? Разве мы не знаем цену этим цветным и толстым страницам с желтым отливом?» Конечно, знаем, но суть в том, что когда смотришь правительственные таблоиды, то появляется шанс заглянуть под черепную коробку нашей власти. Все дело в том, что все эти «Кати Пряники» пишут, четко выполняя заказ чиновников из Администрации белорусского президента. И как им приходится изворачиваться, какие позы принимать и какой абсурд пером прикрывать — уму не постижимо!

В практике белорусских государственных СМИ поражает многое. Беззастенчивая лживость, игра на самых примитивных и низменных инстинктах народа, ненависть к соседним народам, чванливость и злорадство над бедой соседа. Но есть еще одно, что сразу обращает на себя внимание. Это безудержная трусость авторов. Об этом непременном признаке белорусского агитпропа уже писалось не раз на нашем сайте.

Поразительно. Авторы «прикрыты» всей мощью карательных органов государства — от КГБ до судов, обеспечены буквально всем — от квартир и машин, окладов и санаториев до персональной охраны, и, тем не менее, рука у них не поднимается подписаться под статьей настоящим именем. Следовательно, все эти «Кати Пряники» понимают, что пишут не статьи, а сворачивают фальшивые «куклы» для впихивания в мозги зомбированного электората. Но вернемся к «Прямой линии».

Не ответить на слова В. Путина об интеграции с Республикой Беларусь было нельзя. Поэтому Катя щелкнула каблуками и села за клавиатуру. Нас в данном случае интересовала аргументация белорусских властей. Ведь по идее автор статьи «Прямая линия» должен был системно изложить причины, по которым А. Лукашенко, который многие годы выступал за реальную интеграцию между двумя соседними странами, за построение Союза между ними, за создание и развитие Союзного государства, в данное время не может пойти на интеграцию с Россией. Это ведь не сложно — сказать правду и объяснить, что никакой реальной интеграции никогда и не планировалось, что ничего, кроме лютой нелюбви к Москве, России, да и к русскому народу, белорусское руководство, включая и саму Катю Пряник, не питает. Но это их право. Только тогда пусть не требуют от Москвы и россиян взаимной любви и уважения.

Итак, Минск не может ответить Москве ничего вразумительного. Вместо ответа он идет на подлог и начинает просто выкручиваться.

Но ведь это не может продолжаться бесконечно. Судя по старту президентской кампании в Москве, В. Путин не настроен свой второй срок провести на спортивных ристалищах. Какую социальную базу он будет эксплуатировать, на какие партии опираться, какой идеологии придерживаться — это тема отдельного разговора. Но нет сомнений, что российский президент поставил перед собой задачу закончить свою президентскую карьеру с минимумом неразрешенных проблем. Одна из них — подвешенная интеграция с Республикой Беларусь.

Надежды А. Лукашенко, что ему удастся досидеть до 2008 года и запустить на следующих выборах свой новый сценарий борьбы за Кремль, иллюзорны. Для этого ему необходимо навязать Москве новый вариант интеграционного марафона, запустить новую серию истребления кремлевских фужеров. Иначе никакого газа и электроэнергии по российской цене, никакого дополнительного транзита, никакой загрузки белорусских НПЗ страна не получит.

Не получится и с 10% приростом ВВП. Ведь для взятия такого рубежа необходимо, чтобы белорусские товары не просто ушли с заводских складов на соседний рынок, а прямо-таки монополизировали российские просторы. Для этого, между прочим, надо закрыть добрых две сотни российских предприятий, а заодно отправить вредителей на строительство Балтийского газопровода.

Есть другой путь — строительство экономически полноценного устойчивого независимого государства. Хорошая тема, но не с этой властью. Так что писать об этом бесполезно. Пусть об этом пишет Катя Пряник, купаясь в собственных «желтых» девичьих фантазиях.

Ложь перед самим собою — это наиболее распространенная
и самая низкая форма порабощения человека жизнью.

Л. Н. Андреев