Как известно, правительство Беларуси поставило задачу по вхождению Беларуси в 30-ку стран с наиболее благоприятным бизнес климатом. На наш взгляд, решение этой задачи неразрывно связано с упрощением налоговой системы и снижением уровня коррупции в экономике и общественной сфере.

Рейтинг удобства налоговой системы

В ноябре 2009 г. Всемирный банк, Международная финансовая корпорация и PricewaterhouseCoopers опубликовали шестое ежегодное исследование «Уплата налогов 2010. Международный обзор» (Paying Taxes 2010 — The Global Picture).

В исследовании рассматривается процесс уплаты налогов в 183 странах с точки зрения административной нагрузки для соблюдения требований налогового законодательства, а также проводится расчет суммарных налоговых обязательств в процентном отношении к сумме прибыли компаний до вычета налогов.

К сожалению, Беларусь в опубликованном рейтинге в очередной раз заняла последнее 183-е место (см. таблицу 1).

В этом году в десятку стран-лидеров с точки зрения простоты уплаты налогов вошли в порядке убывания: Мальдивы, Катар, Гонконг, Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур, Ирландия, Саудовская Аравия, Оман, Новая Зеландия и Кирибати.

В десятку стран, где налоговый режим по данному показателю является наиболее сложным, вошли следующие страны, занимающие 174-183 позиции в списке: Ямайка, Мавритания, Гамбия, Боливия, Узбекистан, Центральная Африканская Республика, Республика Конго, Украина, Венесуэла и Беларусь.

Среди стран СНГ и соседних государств ситуация выглядит следующим образом: Эстония — 38-е место, Латвия — 45-е место, Литва — 51-е место, Казахстан — 52-е место, Грузия — 64-е место, Молдова — 101-е место, Россия — 103-е место, Азербайджан — 108-е место, Польша — 151-е место, Армения — 153-е место, Киргизия — 156-е место, Таджикистан — 162-е место, Узбекистан — 178-е место и Украина — 181-е место.

Для сравнения: Дания — 13-е место, Люксембург — 15-е место, Великобритания — 16-е место, Норвегия — 17-е место, Швейцария — 21-е место, Южная Африка — 23-е место, Македония — 26-е место, Канада — 28-е место, Исландия — 31-е место, Нидерланды — 33-е место, Кипр — 37-е место, Швеция — 42-е место, Австралия — 47-е место, Ирак — 53-е место, Франция — 59-е место, США — 61-е место, Болгария — 95-е место, Иран — 117-е место, Китай — 125-е место, Италия — 136-е место, Венесуэла — 182-е место.

Рассмотрим более подробно составляющие рейтинга удобства налоговой системы в Беларуси.

Отметим, что хотя, Всемирный банк и отнес Беларусь к числу стран, несколько упростивших налоговую систему, количество налоговых платежей в год в нашей стране составляет 107 (больше только в Румынии — 113 и в Украине — 147). Для сравнения: Мальдивы — 1, Катар — 1, Швеция — 2, Гонконг — 4, Норвегия — 4, Сингапур — 5, Мексика — 6 платежей и др.

Из 107 налоговых платежей в Беларуси 24 платежа составляют налоги на прибыль и доходы, еще 24 платежа — налоги на труд и рабочую силу и 59 платежей — другие налоги.

По оценкам авторов исследования, в Беларуси для выполнения всех налоговых процедур (для уплаты налогов) необходимо затратить в среднем 900 часов в год. Для сравнения: Мальдивы — 0 часов, ОАЭ — 12 часов, Бахрейн — 36 часов, Катар — также 36 часов, Багамы — 58 часов, Люксембург — 59 часов, Оман — 62 часа, Швейцария — 63 часа, Новая Зеландия — 70 часов, Македония — 75 часов и др.

Если говорить об общем уровне налогообложения (в % к прибыли компании), то в Беларуси этот показатель, к сожалению, равняется практически 100% (если быть более точным 99,7%). Для сравнения: Тимор — 0,2% прибыли, Вануату — 8,4%, Мальдивы — 9,1%, Намибия — 9,6%, Катар — 11,3%, ОАЭ — 14,1%, Саудовская Аравия — 14,5%, Бахрейн — 15%, Грузия — 15,3%, Кувейт — 15,5% и др.

Таким образом, очевидно, что налоговая система в Беларуси нуждается в значительном усовершенствовании (включая меры по снижению налоговой нагрузки), если мы хотим попасть в 30-ку стран с наилучшим бизнес климатом, ведь система налогообложения является важнейшей составляющей делового и инвестиционного климата в стране.

Причем в условиях мирового финансового и экономического кризиса налоговая система в Беларуси должна стать дополнительным фактором конкурентоспособности и роста национальной экономики, ее инвестиционного климата и уровня экономической свободы. Чем ниже уровень налогов, тем более благоприятен инвестиционный климат, а это, в свою очередь, означает расширение возможностей для осуществления инвестиций в экономику страны.

На наш взгляд, промежуточной целью (на ближайший год-два) должно стать попадание в число 100 стран с наилучшим налоговым климатом хотя бы для того, чтобы ликвидировать существующий разрыв между Беларусью и Россией, которая в последнем рейтинге удобства налоговой системы заняла 103-е место. В свою очередь, в перспективе 3-4 лет необходимо попасть в число 50 стран с наиболее благоприятной налоговой системой, что само по себе позволит решить и задачу попадания Беларуси в 30-ку стран с наилучшим бизнес климатом.

Рейтинг восприятия коррупции

Вместе с тем, следует отметить, что решение поставленной задачи неразрывно связано и с сокращением уровня коррупции в стране. Международная организация Transparency International в ноябре 2009 г. опубликовала очередной мировой рейтинг восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index).

Индекс восприятия коррупции показывает, как та или иная страна выглядит по сравнению с другими странами, включенными в рейтинг. Этот показатель отражает, как жители той или иной страны воспринимают уровень коррупции в своей стране. Расчет индекса базируется на 13 независимых обследованиях. Однако не каждое обследование включает все страны. Авторы исследования также вычисляют доверительный интервал (с 90%-ной вероятностью) для индекса восприятия коррупции в стране.

В качестве положительного момента необходимо отметить, что впервые с 2002 г. в Беларуси увеличилось число людей, которые считают, что коррупция в стране сокращается. Так, за последний год Беларусь поднялась на 12 позиций вверх — со 151-го на 139-е место в рейтинге Transparency International с баллом 2,4 из 10 баллов возможных (см. таблицу 2).

Однако, с другой стороны, 139-е место в мировом рейтинге восприятия коррупции по-прежнему свидетельствует о сохранении высокой коррупционной и административно-контрольной нагрузки на экономику и граждан Беларуси.

Да и полученный балл равняется всего лишь 2,4 против 9,4 балла у лидера рейтинга Новой Зеландии (чем выше набранный балл, тем ниже коррупция — максимально возможная оценка — 10 баллов). К тому же, делим мы 139-е место с Филиппинами, Пакистаном и Бангладеш.

В целом десятка наименее коррумпированных стран мира выглядит следующим образом: Новая Зеландия — 1-е место, Дания — 2-е место, Сингапур и Швеция — 3-е место, Швейцария — 5-е место, Финляндия и Нидерланды –6-е место, Австралия, Канада и Исландия — 8-е место. На 11- месте находится Норвегия, а на 12-м — Гонконг и Люксембург.

Самыми коррупционными в мире являются: Чад — 175-е место, Судан и Ирак — 176-е место, Мьянма — 178-е место, Афганистан — 179-е место и замыкает список Сомали — 180-е место.

Среди стран СНГ и соседних государств ситуация выглядит следующим образом: Эстония — 27-е место, Польша — 49-е место, Литва — 52-е место, Латвия — 56-е место, Грузия — 66-е место, Молдова — 89-е место, Казахстан и Армения– 120-е место, Беларусь — 139-е место, Азербайджан — 143-е место, Россия и Украина — 146-е место, Таджикистан — 158-е место, Киргизия — 162-е место, Туркменистан — 168-е место и Узбекистан — 174-е место.

Для сравнения: Дания — 2-е место, Швеция — 3-е место, Швейцария — 5-е место, Нидерланды — 6-е место, Канада, Австралия и Исландия — 8-е место, Норвегия — 11-е место, Люксембург — 12-е место, Великобритания — 17-е место, США — 19-е место, Франция — 24-е место, Кипр — 27-е место, Южная Африка — 55-е место, Италия — 63-е место, Македония и Болгария — 71-е место, Китай — 79-е место, Венесуэла — 162-е место Иран — 168-е место и Ирак — 176-е место.

Судя по вышеприведенным данным, можно сделать вывод о наличии некоторой корреляции между индексом удобства налоговой системы и уровнем восприятия коррупции в стране, что еще раз наталкивает на мысль о необходимости, как упрощения системы налогообложения, так и принятия системных мер по борьбе с коррупцией в Беларуси.

К слову, по данным Национального статистического комитета Беларуси, в январе–ноябре 2009 г. зарегистрировано 3216 преступлений коррупционной направленности, что на 22% больше, чем за соответствующий период 2008 г. Наибольшее число таких преступлений зарегистрировано в Витебской (529) и Гомельской (473) областях.

Таким образом, в Беларуси на фоне мирового финансового и экономического кризиса для поддержания устойчивых темпов социально-экономического роста дополнительную актуальность и значимость приобретает вопрос усиления мер по борьбе с коррупционными проявлениями в экономике и общественной сфере.

В данном случае, речь в том числе может идти и об обеспечении большей прозрачности органов государственного управления (включая фактическое исполнение республиканского и местных бюджетов), а также о сокращении административно-контрольных функций ведомств, о развитии гражданского общества и частных СМИ и в целом частного сектора в экономике.

Рейтинг конкурентоспособности

В сентябре 2009 г. Аналитическая группа Всемирного экономического форума опубликовала очередной рейтинг глобальной конкурентоспособности 2009–2010 гг. (The Global Competitiveness Index 2009-2010).

Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете.

В 2009 г. более 11000 лидеров бизнеса были опрошены в 134 государствах. Анкета составлена так, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.

В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).

Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin) и впервые опубликованный в 2004 г.

Индекс GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития.

В частности, выделяются следующие субиндексы: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

В десятку наиболее конкурентоспособных стран мира в 2009 г. входят: Швейцария, США, Сингапур, Швеция, Дания, Финляндия, Германия, Япония, Канада и Нидерланды (см. таблицу 3).

Среди стран СНГ и соседних государств ситуация выглядит следующим образом: Эстония — 35-е место, Польша — 46-е место, Азербайджан — 51-е место, Литва — 53-е место, Россия — 63-е место, Казахстан — 67-е место, Латвия — 68-е место, Украина — 82-е место, Грузия — 90-е место, Армения — 97-е место, Таджикистан — 122-е место и Киргизия — 123-е место.

К сожалению, Беларусь пока не входит в рейтинг конкурентоспособности, ежегодно составляемый Всемирным экономическим форумом.

Хотя, на наш взгляд, очень важно провести соответствующую работу для того, чтобы уже в 2010 г. позиции страны были отражены в рейтинге глобальной конкурентоспособности. В частности, белорусскими партнерами Всемирного экономического форума могли бы стать Институт приватизации и менеджмента, Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси и др.

Обсудить публикацию