Хоккей для внутреннего употребления


«Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью…»
Из студенческого фольклора

Спортивными турнирами, тем более по хоккею, в нашей стране никого не удивишь. То, что Беларусь — великая хоккейная (как и теннисная) держава, знают, по-моему, даже грудные младенцы и древние старцы. И все же прошедший на прошлой неделе очередной «праздник хоккея» поражал небывалым по своему размаху абсурдом. В турнире на призы президента РБ сражалась и победила команда президента РБ, за что команде президента РБ был вручен приз президента РБ. Еще одна «элегантная победа». Кафка отдыхает.

Неделю топ-новостью всех информационных выпусков были кадры с ледовых арен, где белорусы громили то слишком юных, то престарелых любителей хоккея из Швеции и Австрии, России и Украины, Чехии и Словакии. Счет в матчах достигал двузначных цифр, а голы забивались «на любой вкус». Болельщики ликовали и размахивали флажками, юные фигуристы в перерывах веселили публику, музыка играла, разве что бесплатных конфет не раздавали, хотя, может, и раздавали (врать не буду — меня в числе болельщиков не было). Над всем этим праздником царил президент страны, глава национального олимпийского комитета, капитан хоккейной команды — все в одном лице.

И стало мне грустно от всего этого великолепия. Вовсе не потому, что сам я в хоккей не играю. А потому что «за державу обидно». Ледовый турнир преподносился, прежде всего, как событие, призванное укрепить международный престиж и имидж страны. Трудно вообразить в этом смысле что-либо более бессмысленное. Ведь очевидно, что о нем не напишет ни одно зарубежное издание и не покажет ни одна иностранная телекомпания. Впрочем, если и покажет, так только в разделе курьезов (где-нибудь сразу после проделок Барни, любимого скотч-терьера президента Дж. Буша). Видимо те, кто «кует» международный имидж страны, полагают, что в XXI веке новости передаются из уст в уста, и приехавшие к нам хоккеисты-любители поведают современникам, а те — потомкам, как в Беларуси гоняли шайбу с самим президентом и был он «простой такой, веселый».

Впрочем, имидж, конечно, важен и для внутреннего употребления. В этом смысле было очень интересно наблюдать работу белорусского телевидения. Оно на сей раз проявило невиданную деликатность и в спортивных репортажах избегало слишком частых крупных планов Лукашенко, да и вообще старалось «не выпячивать», получив, видимо, соответствующие рекомендации из соответствующих инстанций. Но как ни крути, а хоккей (читай — президент) с экранов телевизоров не сходил. Главная информационно-аналитическая программа недели «В центре внимания» уделила турниру львиную долю эфирного времени. Тут был рассказ и о подготовке турнира, и о ходе матчей (причем, в таком тоне, как будто речь шла о чемпионате мира), и о церемонии закрытия с подробным показом вручения увесистых хрустальных ваз, которые, видимо и были теми самыми призами президента. Особо была подчеркнута роль болельщиков, без которых, как сказал президент, не было бы наших побед.

Идея участия политических деятелей в народных забавах не нова. С точки зрения специалистов по имиджу народ должен видеть, какой у него спортивный президент, который вот так запросто может выйти на лед. Но всерьез полагать, что такими мероприятиями можно завоевать политическую поддержку, значит считать свой народ совсем уж недалеким. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что наполняемость трибун, равно как все «кричалки и вопилки», а также всяческий реквизит были заранее организованы и заготовлены. Допускаю, что люди, собранные вместе, чтобы наблюдать за какой-либо игрой, неизбежно заражаются азартом. Так что энтузиазм трибун мог быть вполне неподдельным.

Но стоит ли выдавать это за патриотизм и чувство глубокого удовлетворения? В своем интервью белорусскому телевидению усталый президент, еще не снявший хоккейной формы, удовлетворенно говорил о том, что видел на трибунах «даже старушек». Скажу честно, старушек я не заметил (может, БТ подкачало?), а вот бравых молодцев из БРСМ и юных пионеров в майках с надписью «Советский район» — сколько угодно.

Да и как им не быть? Мероприятие заявлялось и проводилось как однозначно политическое. Во-первых, сам перечень стран-участниц. Это вам не чемпионат мира по пожарному спорту, прошедший осенью прошлого года, который собрал преимущественно представителей стран СНГ. Тут и Швеция, и Австрия, и Чехия, и Словакия. Это же просто прорыв международной блокады! Не беда, что представители этих стран — это в основном ветераны хоккея. Главное, что они произнесли все дежурные фразы — и про образцовую организацию турнира, и про высочайшее внимание к спорту, и про то, что гостиницы хорошие, а город чистый. Последнее особенно обидно. Выражение удовольствия по поводу гостиничного сервиса и порядка на минских улицах сродни признанию того, что и у нас «все как у больших». Я бы посоветовал телевизионщикам из всех будущих репортажей безжалостно вычеркивать подобные высказывания, которые слишком уж напоминают разговоры в пользу бедных. Беларусь, конечно, провинция Европы, но не до такой же степени!

Крутой политикой повеяло и от заявления президента о том, что ему трудно играть с командой России, потому что это ведь «наши люди». Ну не можем мы выступать против восточной соседки даже на ледовой арене. Рука, то есть клюшка, не поднимается. Любопытно, что ничего подобного не было сказано о команде Украины. Это и понятно. Украина со своей оранжевой революцией — это уже почти противник. Так что не видать ей медалей и хрустальных ваз.

Впрочем, игроки белорусской команды начисто отмели предположения о договорном характере матчей, заявив, что они были лучше других команд готовы к играм, потому что тренировались три раза в неделю по два часа. Заявление ценное. Теперь белорусский народ будет знать, на что тратит шесть часов в неделю его главный наемный работник, занимающий пост президента.

«Что за мелочность?» — скажете вы. Но и о мелочах забывать не надо. Не случайно в репортажах с турнира так часто подчеркивалось, что на его проведение не было потрачено ни копейки (и где они видели белорусские копейки?) государственных средств. «Откуда деньги?» — возникал вопрос. «От спонсоров», — возникал ответ. Правда, тут опять все непонятно. Если спонсорами выступали крупные предприятия — то это деньги государственные. Если крупные предприниматели — то народные. Ведь предприниматель — тоже человек, то есть народ.

Стоит ли в праздник говорить о деньгах? Стоит. Не только потому, что праздники дорого обходятся. Но еще и потому, что вряд стоит затевать всенародное ликование в стране, где так нелегки будни. Всего одно напоминание. 4 января А.Лукашенко принял с докладом Министра здравоохранения Людмилу Постоялко. Любопытен даже простой перечень обсуждаемых проблем: реконструкци я операционных блоков и реанимационных отделений, стерилизаци я и дезинфекци я областных больниц и больниц скорой медицинской помощи, обеспечени е достойной оплаты труда в учреждениях здравоохранения, укреплени е материально–технической базы учреждений здравоохранения районного звена. При этом, как следует из официального сообщения, п резидент подчеркнул, что сельское население должно получать врачебную медицинскую помощь в том же объеме, что и городские жители. Напомню, что речь идет о европейской стране в XXI веке.

Понятно, что финансирование здравоохранения не улучшится от того, что президент перестанет играть в хоккей. Просто не надо забывать, что имидж страны и ее руководителя начинается с благополучия ее жителей, без их разделения на сельских и городских.