Беларусь нужно открыть для инвесторов. Об этом заявил председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович на прошедшем в ноябре семинаре Палаты представителей Национального собрания на тему «Банковская система Республики Беларусь. Состояние, проблемы, перспективы», сообщала БЕЛТА. «Нам надо открыть страну для инвестиций, иностранных и внутренних», — сказал Петр Прокопович. «Нам как воздух нужны огромные иностранные инвестиции, нужен бум иностранных инвестиций», — подчеркнул он. По словам Прокоповича, Беларуси, для того чтобы войти в число наиболее развитых стран, необходимо увеличить ВВП минимум в три раза. Для ускорения этого процесса и необходимо привлечение иностранных инвестиций.

В принципе все здесь правильно, но есть некоторые нюансы. Если огромные инвестиции нужны нам как воздух, то это еще не значит, что их обязательно дадут. Хотя у нас, похоже, логика именно такая: раз нам нужно — значит, обязаны дать. Но у «них» логика может быть и другой. Они смотрят не только на наши потребности, но и на условия для инвестиций в стране, на так называемый инвестиционный климат. Бросим взгляд на него и мы, причем попробуем это сделать не только с точки зрения наших желаний, но и с точки зрения потенциального инвестора. Ведь первая ошибка, как мне кажется, из которой следуют и остальные, заключается в том, что мы зачастую учитываем только свои интересы и мало обращаем внимание на интересы потенциального инвестора. А эти интересы различны.

Инвестиционный климат еще не так давно у нас был таким, что любая инвестиционная деятельность если была и возможной, то очень трудноосуществимой практически. Проще говоря, деньги в Беларуси было сложно вложить в какую-нибудь значимую собственность, не менее трудно их было затем вернуть. Но теперь «нам как воздух нужны огромные иностранные инвестиции», и инвестиционный климат у нас действительно начал улучшаться. Однако имеется два «но». Во-первых, улучшение инвестиционного климата носит несколько односторонний характер; во-вторых, задачи зачастую носят абстрактный характер; в-третьих, даже реальные улучшения происходят крайне медленно.

Что значит односторонний характер? Поскольку инвестиции нам крайне нужны, то возможности для вложения денег в нашу экономику мы действительно несколько облегчили. До недавнего времени с этим были огромные сложности, теперь вкладывать деньги действительно проще и легче. Но при этом вернуть средства так же сложно, как было ранее. Возможно, даже еще сложнее. Нам нужны деньги, но проблема возврата их инвестору нас не особо волнует. Сам инвестор обычно думает немного по-другому. Он хочет не просто вложить деньги — поскольку нам это надо — он намерен вложенные деньги вернуть и даже приумножить. В чем это конкретно выражается?

Ну, например, наша налоговая система продолжает оставаться наихудшей в мире, во всяком случае, по оценкам западных экспертов. Так в рейтинге Paying Taxes Беларусь заняла последнее место по показателю простоты налогообложения. Этот рейтинг — часть проекта Doing Bisiness Всемирного банка, позволяющий сравнить законодательства, связанные с регулированием бизнеса и их применение в 183 странах. В рейтинге простоты налогообложения учитывались, в частности, число и периодичность уплаты налогов, а также время, необходимое среднему предпринимателю на оформление соответствующих документов, передает «Немецкая волна». Понятно, мы не считаем систему налогообложения частью инвестиционного климата. Ведь возможность отдавать нам деньги мы инвесторам упростили, вот пусть и радуются. А то, что вернуть свои деньги, не говоря уже о том, чтобы приумножить, наша система как не позволяла, так и не позволяет, это, по нашему мнению, к вложению инвестиций в нашу экономику уже не относится.

И коррупция у нас «цветет и пахнет». Международная организация «Трансперенси Интернешнл» вновь отнесла Беларусь к числу стран с высоким уровнем коррупции. В ежегодном рейтинге индекса восприятия коррупции (ИВК), опубликованном 17 ноября, Беларусь заняла 139-е место. В 2008 г республика занимала 151-е место из 180, в 2007-м — 150-е. ИВК измеряет уровни восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны и является составным индексом. Он основан на данных опросов, проведенных среди экспертов в каждой стране. Индекс восприятия коррупции за 2008 г ранжирует 180 стран мира по шкале от 0 до 10 баллов. Странами с самым низким уровнем коррупции традиционно стали Новая Зеландия (9,4 балла), Дания (9,3), Сингапур и Швеция (по 9,2 балла) и Швейцария (9). Иностранные инвесторы не доверяют белорусской отчетности, которая не отражает достоверного финансового положения и результатов деятельности белорусских предприятий, заявил ПРАЙМ-ТАСС партнер компании Deloitte в СНГ Джастин Банкрофт. «Белорусское правительство все более активно пытается привлечь иностранные инвестиции… Однако иностранный инвестор не доверяет белорусской отчетности, вследствие чего закладывает риск неопределенности в виде дисконта к предлагаемой цене. Это, в свою очередь, ухудшает общий инвестиционный имидж страны», — отметил Банкрофт.

В общем еще тот «инвестиционный климат». Правда мы стараемся работать над улучшением инвестиционного климата, во всяком случае, видимость такая есть. Но и тут не все ладно.

Во-вторых, как отмечено выше, задачи зачастую носят абстрактный характер. Вот руководитель Нацбанка на семинаре ППНС подчеркивает: «Мы должны раскрыть страну и с точки зрения законодательной базы. До конца года мы должны принять нормативные акты, чтобы в 2010 году Беларусь смогла войти в тридцатку стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом». Но нам, как лично мне кажется, нужна не абстрактная 30-ка, а конкретные инвестиционные преимущества перед соседями. К примеру, мы вступили в Таможенный союз с Россией и Казахстаном и активно призываем инвесторов вкладывать деньги в строительство и модернизацию предприятий на нашей территории, поскольку продукцию можно будет беспошлинно поставлять и в Россию и Казахстан. Это, без сомнения, важный аргумент. Но не следует забывать о том, что и продукцию, произведенную в России и Казахстане, тоже можно будет беспошлинно поставлять во все страны Таможенного союза. Поэтому, чтобы инвесторы вкладывали деньги именно в нашу экономику, а не в российскую или казахскую, инвестиционный климат у нас должен быть более благоприятным, чем в этих странах. А то, входим мы в 30-ку или же нет, в данной конкретной ситуации не столь уж и важно. Можем и входить на бумаге, но если инвестиционный климат у соседей будет более благоприятным, то инвесторы будут вкладывать деньги именно туда.

Пока я особых преимуществ у нас не вижу, недостатки же отмечал выше. Ну, правда, средняя зарплата у нас почти в два раза ниже, чем в России и Казахстане. То есть дешевая рабочая сила является явным нашим преимуществом. Явным, но не вечным. Если так будет продолжаться и дальше, квалифицированные работники переместятся в те же Россию и Казахстан. Ну, еще по уровню коррупции Россия нас превзошла, но и у нас тут дело настолько плохо, что особой разницы инвестор может и не заметить. По всем остальным, зачастую более важным позициям — например, легкости получения и вывода прибыли (что инвесторов очень интересует) — Россия и Казахстан значительно нас опережают. Так что следует ставить конкретную задачу: в кратчайшие сроки, пока становление Таможенного союза еще только идет, добиться того, чтобы наш инвестиционный климат был лучшим на этом пространстве. Только при этом условии инвесторы будут развивать производства у нас. В противном случае все будет наоборот: деньги будут вкладывать в Россию и Казахстан, а продукцию везти к нам, вне зависимости от наших абстрактных достижений и побед в общих рейтингах.

В-третьих, мы действуем крайне медленно и непоследовательно. Если бы наша экономика была единственной на планете, куда можно вкладывать деньги, — еще куда ни шло. Но это не так. В мире хватает куда более привлекательных мест для инвестиций, чем наша Беларусь. Поэтому такое промедление и непоследовательность не находят у меня разумного объяснения. Ведь как у нас процесс «улучшения» инвестиционного климата идет. Чуть «отпустят гайки» и смотрят, сколько инвесторов «набежало». Практически никого? Ладно, давайте еще чуть-чуть улучшим условия для инвесторов. Опять не рвутся, расталкивая друг друга локтями? Ну придется еще чуть-чуть «ослабить гайки». Так и цедят в «час по чайной ложке». Вроде бы и есть некоторое движение в нужном направлении, но системного подхода нет. Снова наблюдаем ситуацию «взялся за яйца — сахар пропал».

То есть в совокупности все мероприятия — хаотичные, точечные и непоследовательные. Задача же правительства, как мне кажется, разработать четкий, непротиворечивый и привлекательный для инвесторов свод правил. Целиком разработать, взяв за образец инвестиционный кодекс, ну скажем, Сингапура, а не метаться туда-сюда, — ну, и понятно, потом обеспечить выполнение кодекса. Тем более, «Америку открывать» нам не надо, хватает в мире государств, где такая работа давно проделана. Сингапур не единственный образец, так что есть у кого поучиться и найти базу для доработки под собственные условия и комплексное внедрение. А то ведь можно не вскочить даже в «последний вагон» инвестиционного поезда. Инвестиции в посткризисном мире будут ограничены, на всех не хватит. Кто не успеет, тот опоздает.

Обсудить публикацию