Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 7 января принял участие в Рождественском богослужении в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске, сообщила БЕЛТА. Лейтмотивом его речи стала «честность и откровенность». «Мы не будем вам врать, и я прежде всего. Мы будем говорить и горькую правду, даже если она горькая, будем ее говорить», — находим мы в том же сообщении БЕЛТА. «Да, я открыто и честно сказал…», — повторенное несколько раз и так далее. В общем, как лично мне показалось, мотив «честности и откровенности» был основным. Однако так ли уж слова соответствуют делам, ведь еще в Евангелии сказано «судите по делам их».

Вот, скажем, последний пример с девальвацией. Провели ее самым бесчестным и грабительским образом и как особо при этом подчеркнули по согласованию с Президентом. В принципе, неизбежность девальвации была очевидна, но можно ли было поступить менее бесчестным и грабительским образом? Власть считает, что нет. «Тайну было необходимо соблюсти, так как если бы о девальвации было известно заранее, то народ двери в банки вынес бы», — заявил руководитель управления информации Нацбанка Беларуси Анатолий Дроздов.

А если бы все же объявить о девальвации заранее? Дескать, МВФ требует, и мы ее проведем, но все рублевые вклады компенсируем в полном объеме (и реально компенсировать), проценты по ним повысим (и реально повысить). «Вынесли» бы люди двери банков? Может и «вынесли» бы, но только чтобы принести туда свободные белорусские рубли, которые вне банков обесценились бы.

Кто-то спросит, зачем же проводить девальвацию, если народ при этом останется не ограбленным? Свое власть все равно не упустила бы. Да, сбережения люди не потеряли бы, но цены, особенно на импорт и наши «импортозамещающие» из китайских деталей товары, при фактически замороженных зарплатах все равно бы выросли и люди бы деньги власти отдали бы, но не в течение одного дня, а нескольких месяцев. Однако при этом сохранилось и даже укрепилось бы доверие к нашей банковской системе. Свободные средства населения стали бы работать в нашей финансовой системе и на нашу экономику. А если бы еще удалось удержать от резкого роста цены на по-настоящему свои товары, то при резком росте цен на импорт и китайское «импортозамещение», народ глядишь и стал бы «купляць беларускае». Еще можно было проводить плавную девальвацию, можно было бы ее формально вообще не проводить, а просто прекратить искусственное сдерживание курса рубля и он бы сам упал в течение определенного времени и так далее.

Но власть выбрала самый подлый и грабительский способ. И что имеет? Народ стал еще интенсивнее скупать доллары и евро, тем самым помогая выйти из кризиса американской и европейской финансовым системам. Также народ скупил практически всю импортную бытовую технику, чем в условиях кризиса хорошо помог производителю, но опять же не нашему. И дальше будет скупать, несмотря на возросшие цены, поскольку предложение здесь сокращается. Рубль фактически перестал быть деньгами и превратился почти что в раскрашенную бумагу. Вот, например, мнение эксперта на этот счет. «На сегодняшний день вопрос для Беларуси заключается не в девальвации белорусского рубля, а в его дальнейшем существовании как национальной денежной единицы». Такое мнение БелаПАН высказал экономист, руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. «Вопрос не в девальвации или ее темпах, вопрос вообще в судьбе белорусского рубля, потому что он потерял две свои основные функции — меру стоимости, а также функцию средства сбережений, то есть превратился в суррогат денежной единицы», — считает Заико. Он полагает, что в условиях, когда доверие к белорусскому рублю подорвано, на смену «неполноценным деньгам должны прийти полноценные». И я с ним согласен. После того, что власть «честно и откровенно» сотворила с рублем, деньгами он быть перестал, а опять стал «зайчиком».

Таким образом, доверие к нашей банковской системе и власти вообще упало до уровня близкого к нулевому, а может даже ушло и в минус. Данных опросов по январю пока нет. И это, кстати, главный итог. Еще Наполеон Бонапарт сказал: «Воюют меч и дух, но в конечном итоге побеждает дух». Не знаю до или после похода в Россию он это сказал, но этот его поход полностью подтвердил правильность сказанного. Все свои битвы в этом походе Наполеон формально выиграл и знаменитую Бородинскую, после которой занял Москву, и даже последнюю в этом походе — на Березине, поскольку русских полководцев частично обманул, частично потрепал и армию таки переправил через реку, хотя по всем расчетам не должен был. Так что с «мечом» все было нормально, но дух у его противников оказался сильнее и Наполеон войну проиграл. Мы тоже сегодня «воюем» с кризисом, которого, правда, у нас опять нет, но противостоять мы ему должны. И «дух» тут гораздо важнее «меча».

Пусть бы кризис разрушил все предприятия до основания (а по мне многие из них таки и стоило бы разрушить, поскольку их существование губит даже надежду на рождение новых и передовых), но при сохранении духа и веры, все было бы восстановлено на новом более прогрессивном уровне. И это не голые фразы. Например, Япония и Германия восстанавливались не то что после кризиса, а после страшной войны, и все знают, до какого уровня восстановились. Японцы так еще потом и шутили — хорошо, что у американцев бомбардировщики были мощнее, чем у немцев. Когда спрашивали почему, отвечали, что американские бомбардировки разрушили японскую промышленность до основания, и они потом построили совершенно новую и современную. А немецкие бомбардировки лишь повредили английские заводы, и их потом восстановили в старом виде, что и обусловило длительное отставание англичан от японцев. Но если вера народа во власть окончательно уничтожена и дух ослаблен, то даже полное сохранение всех предприятий не спасет от краха, сколько бы мы кредитов для этого не взяли. И к слову, если бы удалось провести девальвацию так, чтобы народ принес деньги в банки и стал покупать по-настоящему белорусские товары, то и кредит МВФ и не понадобился бы, люди дали бы больше, гораздо больше.

Между тем, когда один руководитель «честно и откровенно» сообщает народу «горькую правду», что кризиса у нас в стране нет и мы единственные на планете «еще держимся», а другие руководители поменьше отправляют людей в неоплачиваемые отпуска, сокращают рабочую неделю, выдают зарплату тушенкой вместо денег и мотивируют все это кризисом, то у людей возникает вопрос — кто врет? Или врут все? А может первый так заигрался в хоккей, что совсем не знает, что происходит в стране? В общем, такая «честность и откровенность» убивает остатки доверия к власти, если они у кого еще остались, и ослабляет дух народа. Если власть лжива, да и еще к тому же и некомпетентна, то на что надеяться? А без доверия народа к власти никакой «меч», то бишь кредит не спасет и даже благоволение Евросоюза тоже. Так что о понятиях «честность и откровенность» власти стоит задуматься, а то еще одно «честное и откровенное» действие типа недавней девальвации и можно смело паковать чемоданы.

Обсудить публикацию

Другие публикации автора