Сегодня все страны могут быть разделены на два класса — страны, где правительство боится людей, и страны, где люди боятся правительства.
Амос Р. Е. Пиночет

Не прошло и семидесяти лет, как нам снова светит строительство очередного канала. 4 ноября 2004 года из уст А. Лукашенко белорусы услышали о неком гидротехническом сооружении, которое предстоит ударно «восстановить» и связать два моря — Балтийское и Черное. Водная магистраль, по мнению Вождя белорусского народа, повторит средневековый путь «из варяг в греки». Историческая основа такого решения, между прочим, настораживает, так как были и другие, более «накатанные» маршруты. Да и где те варяги и константинопольские греки?

Канал будет, естественно, судоходный. И это правильно — не для байдарок же его строить. Ковырять эту белорусскую «пирамиду Хеопса» будет, по мнению А. Лукашенко, наша лучшая в СНГ молодежь. Так что все к нам возвращается: комсомольско-молодежные стройки вместе с забайкальскими «комсомольцами» в варианте «зубрят» наперевес с кайлом (всех на перековку) и ВОХРы по периметру со значками БРСМ на груди. Между прочим, можно не сомневаться, что Михаил Орда обратится к президенту с просьбой поручить канал заботе молодежного движения, которым ему доверено руководить.

Изучая второе десятилетие становления и развития режима личной власти, что очень уютно угнездился на белорусской земле, сердце политолога не раз приятно вздрогнет — А. Лукашенко, неустанно вживаясь в государственный механизм, не нарушил или не смог нарушить ни одно из основных правил политологии. Вот и канал к нам «приплыл». Смеем утверждать, что это только начало «великих строек коммунизма». Попав в 1996 году по собственной воле в авторитарную колею, белорусский президент был вынужден строго соблюдать все процедуры создания и укрепления классического авторитарного строя.

Объясняя всем и всюду, что его «авторитаризм» является вынужденным, неким ответом на вызов времени — развал Советского Союза, обрушение производственных связей, давление Запада, «подрывная деятельность» махровых демократов, необходимость строительства независимого государства, — А. Лукашенко фактически признается в собственной профессиональной непригодности, так как с не меньшим, а, может быть, и с большим успехом можно было строить независимое государство и развивать экономику на демократических рельсах.