Россия и Группа Восьми: свой среди чужих, чужой среди своих

Июльский саммит Группы Восьми, который прошел в Британии, был омрачен лондонскими терактами. На этом фоне, как представляется, для многих остался «за кадром» тот факт, что следующая встреча лидеров наиболее влиятельных государств мира впервые в истории Группы пройдет в России, в Санкт-Петербурге. Данное обстоятельство, думается, дает стимул для размышлений о роли России в большой Восьмерке и некоторых связанных с этим проблемах.

То, что Россия в 1997 году была принята в клуб наиболее развитых стран мира, на мой взгляд, можно внести в список крупнейших загадок российской и мировой дипломатии нынешней эпохи. Как мы все помним, в 1997 году кризис ельцинского правления достиг наивысшей точки. В этих условиях приглашение России в Большую Восьмерку — безусловно, впечатляющая победа российских профессионалов в политике и дипломатии. После распада СССР и до настоящего времени у России не было более значимых и масштабных международных триумфов.

Сегодня российская элита рассматривает членство в Группе Восьми, где Владимир Путин имеет возможность присутствовать в узком кругу лидеров США, Англии, Канады, Франции, Германии, Италии и Японии, как признание международного потенциала страны, особенно в энергетической сфере. Кроме того, все понимают, что только благодаря членству в Восьмерке России удалось реструктурировать свой внешний долг, повысить кредит доверия к стране и сделать ее более привлекательной для иностранных инвесторов. Однако нынешнее развитие событий в России, усиление авторитарных тенденций ее развития порождают сомнения в западных обществах относительно целесообразности членства страны в Группе. Это в конечном счете ведет к серьезной критике внешнеполитического стиля Владимира Путина.

Повестка дня саммита в Санкт-Петербурге составлена российским руководством таким образом, чтобы попытаться усыпить сомнения Запада в отношении России. Хотя официально повестка дня объявляется за месяц до встречи, на пресс-конференции в Англии 8 июля глава российского государства практически перечислил ее ключевые пункты. В частности, на саммите предлагается обсудить проблемы энергетической политики, падения численности населения в Европе, тему борьбы с терроризмом и помощи развивающимся странам. В последнем пункте предлагается сфокусировать внимание на некоторых центрально-азиатских странах СНГ с низким уровнем жизни.

Главной темой предстоящей встречи Россия считает энергетику. Это неслучайно. В этом вопросе Россия может проявить себя, поскольку является единственной в Восьмерке страной, торгующей энергетическими ресурсами. Более того, Россия сегодня — один из лидеров мирового энергетического рынка, причем не только нефтяного и газового, но и ядерного. Накануне саммита в Санкт-Петербурге и сам российский президент, и его советники не скупятся на обещания увеличить гарантированные поставки энергоносителей на мировом рынке. Цифры при этом впечатляют. Так, в частности, Россия начиная с 2010 года обещает наращивать объемы добычи нефти до 470 млн. тонн в год, нефтяных поставок — с 230 млн. тонн до 250-270 млн. тонн, газовых поставок в Западную Европу — до 40 млрд. куб. метров. Речь также ведется о совершенствовании инфраструктуры для транспортировки энергоносителей. Ясно, что с такими обязательствами Россия просто необходима семи крупнейшим экономикам мира, поскольку российские энергоносители будут обеспечивать стабильность этих экономик. Прогнозы же некоторых экспертов о том, что примерно к 2025 году российские энергетические запасы будут серьезно истощены, пока мало кем официально упоминаются: нынешнюю российскую власть судьбы будущих поколений заботят, похоже, не очень сильно.

Российское предложение вынести на саммит Восьмерки демографические проблемы обусловлено крупнейшим демографическим кризисом, который переживает сегодня страна. О демографическом кризисе говорят и в Европейском Союзе. Готовящийся в настоящее время доклад ЕС по данной тематике Россия планирует использовать при подготовке встречи в Санкт-Петербурге.

Россия также активно стремится включить в повестку дня вопросы социального блока: здравоохранение, образование и пенсионное обеспечение. За этим, однако, просматривается не столько стремление Москвы получить дельный совет от лидеров Восьмерки по социальной политике, сколько избежать дискуссии по острым проблемам политического характера.

Нет сомнения в том, что Россия попытается использовать саммит, чтобы продвинуть собственное видение проблемы борьбы с терроризмом. События в Лондоне 7 июля создают благоприятный фон, чтобы еще раз убедить Запад не рассматривать чеченский сепаратизм вне общего контекста противостояния терактам. Москву продолжает раздражать, что власти США и Великобритании предоставили политическое убежище соответственно Ильясу Ахмадову и Ахмаду Закаеву.

В преддверие саммита Россия также стремится демонстрировать партнерам по Восьмерке свою поддержку общих усилий Группы по борьбе с бедностью в мире. В этом ключе Россия активно поддержала африканскую повестку дня, предложенную британским премьером Тони Блэром, и заявила о собственном вкладе — списании части долга африканских стран в размере примерно 750 млн. долл. США. Москва, однако, возражает против идеи удвоить помощь Африке и стремится нейтрализовать возможное негативное толкование такой позиции тем, что подчеркивает факт списания долга некоторым африканским странам в прошлом в общем объеме примерно 3,2 млрд. долл. США. Россия все еще делает ставку на возможность собственной африканской дипломатии, в основе которой лежит партнерство с лояльными в прошлом к СССР африканскими лидерами, большинство из которых учились в Москве. Впрочем, идея удвоения помощи сегодня изрядно критикуется и на Западе. Распространенные накануне саммита в Англии исследования утверждают, что вся предшествующая помощь развитых стран Африке не способствовала экономическому росту континента.

Вместе с тем, сегодня российская политическая элита заинтересована в использовании возможностей саммита на берегах Невы для привлечения внимания богатых стран к экономической ситуации в соседних странах СНГ, в стабильности которых Россия особенно заинтересована. Это касается, в первую очередь, Кавказа и Центральной Азии. При этом Москва также стремится показать странам СНГ свой уникальный для постсоветского пространства вес в мировых делах.

Петербургский саммит, таким образом, станет серьезной возможностью для Владимира Путина продемонстрировать, что Россия достойна быть членом элитарного клуба Восьми, который при определенном стечении обстоятельств уже в недалеком будущем может стать клубом десяти (после достижения согласия по кандидатурам Индии и Китая).

Юрий Кожуро

09.08.05

Другие публикации автора

Перейти к списку статей

Открыть лист «Авторы: публикации»