В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем.

(Главные принципы государственной политики Республики Беларусь) — официальный сайт президента

Никогда в экономике не надо ломать, разбрасывать, уничтожать!

(Главные принципы здравого смысла — Л. Заико)

Радость плывет по стране. Есть нечто суперважное и суперглавное. Впервые мы создали золотой запас, который исчисляется миллиардами. Надо же, вопреки здравому смыслу, казалось бы. Цены на энергоресурсы выросли. Турецкие помидоры стали дешевле отечественных. Нефти российские мизантропы не дают, прибыльность нефтепереработки стала уникальной — 1,1%. Это для книги рекордов Гиннеса. Чтобы все знали, как надо вести дела с нефтью и бензином.

Зато золота и валюты в стране стало неуемно много. И радости — тоже. И зарплата наша в этом году достигла уровня в 325 долларов. Для сознания нынешних тружеников города и села — это много и хорошо. Как у других — да кто их знает?

А знать не мешает. Именно этого и боится нынешняя власть. Того, что средняя зарплата в России 12700 рублей. Цифра критически важная, так как она соответствует показателям большинства стран Восточной Европы. Радости российским министрам по этому поводу не скрывать. Наконец-то вырвались из того, что имело место. «На дне» — так можно было еще несколько лет назад охарактеризовать ситуацию с политикой доходов в России. Сейчас — иначе. Поздравим соседей с тем, что называется, реальным итогом экономической политики.

Мы сохраняем молчание. В такой ситуации — это лучшее, что может сделать номенклатурный и политически малоответственный класс страны. Российские 500 долларов и наши 325 дают реальное соотношение результативности правительства и экономической элиты страны. 1: 0.65. Наши средние доходы — есть 2/3 российских и не более того. Что стоит за белорусской экономической моделью?

В лучшем случае отставание от России. А, что потом? Как жить? Уйдем и уедем, пока границы открыты, и пока нас еще пускают в Россию. Всех и независимо от политических взглядов. Думать пора нашему обществу и его элите. Находимся ближе к ЕС, обладаем хорошей промышленной базой, человеческим и социальным капиталом. А живем хуже. Начинаем уже отставать от России существенно. Хотя с самого начала думалось и виделось другое.

Пример наглядный. Наши ученые стараются спасти собственные рабочие места и собственные научные школы. При этом сами разобрались в том, что шансов покупать новое оборудование у белорусской академии нет. Не спасает даже опыт бывшего министра коммунального хозяйства, которые метет науку в Академии. И никогда не сможет ее сделать наукой в подлинном смысле.

Энтузиасты и подвижники борются против Михаила Мясниковича. Своими научными приспособлениями интеллектуального типа. Но жизнь подсказывает одно ясное решение. В России взят курс на сокращение научных кадров, рационализацию исследований. Что даст в ближайшие годы примерно 2000 долларов средней заработной платы по научному корпусу. Это — ориентир для соседних стран. Включая Таджикистан и Беларусь. Впрочем, для всех постсоветских бандустанов, где еще есть люди с научными степенями. Как научный пролетариат 21 века.

Зачем нам пыжиться и раздувать научные щеки? Весь белорусский ученый мир в 6-8 тысяч человек спокойно может переехать в российские научные центры, и там продолжать любимое дело. Честно и профессионально.

Это же могут сделать и врачи. К сентябрю 2007 года в России уже будет законодательное установление доходов в медицинских учреждениях на уровне 800-1000 долларов в месяц. Выпускникам медицинских вузов впрямь стоит задуматься. Если бабушки любят голосовать так, как они это сейчас делают, то может пора показать, что и лечить их должны те политики, за которых они голосуют. Что — логично и экономически целесообразно.

Трансферт качественных кадров будет происходить на фоне роста золотого запаса страны? Умилению нашему не будет конца. Всенародная радость на фоне исхода умного и интеллектуального из страны красно-зеленого колора. Не так ли?

Приходится писать говорить о том, что сейчас происходящее вполне уместно называть «предпродажной подготовкой страны». Решение пока не пришло властителям наших активов. Продавать или обменивать что-то на «бусы и ружья», как у иных туземцев, — выбор у нас есть. Что же стоит на кону?

132 миллиарда долларов можно разделить сразу и навсегда. Сумма эта — цена белорусской хозяйственной номенклатуры. Так оцениваются производственные активы, хотя истинной капитализации мы знать не можем. Необходим рынок и еще раз рынок.

Капитализация приходит после приватизации. А не наоборот. При этом надо 100 раз подумать о собственных разумениях на этот счет. Спасибо американскому президенту. Он сделал очень важную работу для наших собственных чиновников и мыслителей общегосударственного плана.

Инвестиции иностранцев — американский подход

Продавать себя или отдавать? Это — вопрос для главного руководства страны. Ответа они на него не знают. И боятся спросить об этом же свою собственную элиту. Не просто «поделиться» сомнениями, а принять солидарное решение.

Русские, как танк Т-34 идут в Европу. Покупают там активы и собственность, делая это уверенно и не торопясь. В Лондоне — жилье и замки, в Польше и Литве — предприятия и что-то еще.

Бедущее придет как образ иностранных инвестиций. Как доказательство тесного сотрудничества наших народов. Братских по истории и экономическому одурманиванию. Инвестициями и перспективами.

Почему так? Пришло время прощания с реформаторскими иллюзиями прошлого века. Что хорошо было для Анатолия Собчака, уже принципиально не подходит для Ксении Собчак. В дилемме этой фамилии заложено кризиса сознания и ценностей больше, чем это постижимо в житейском смысле.

Потеря самих себя нам угрожает как никогда. Не успели самоидентифицироваться, а уже надо лихорадочно думать о выборе. Своей стратегии в геополитическом и геоэкономическом пространстве. Своего самого близкого будущего. Хорошо, что есть подсказки со стороны.

Наконец-то пришло нормальное и естественное понимание инвестиций. Иностранные инвестиции — опасность для страны. Это — вывод американского политического руководства. С чем надо согласиться. Опасность это не придуманная. Она естественна и реалистична.

Мы пока мало говорим и идентифицируем капитал. Ливанский или арабский? Непальский или ливийский. Или российский? Какой лучше? Или без разницы. Так можете думать до первого отчета перед своим шефом. Знаю коллегу, испытывавшего муки подчиненного. Его иностранный руководитель из одной, любимой нашими политиками азиатской страны, в болотной нашей республике страдал насморком. Следы от чего и оставались не только на портретах основателей компании, но и на самих подчиненных. Этого было достаточно, чтобы вообще уволиться с денежной работы и начать аналитическую оценку иностранных и иных инвестиций на постсоветском пространстве. И не только.

Додумаем и главное. Капитал — это власть. Сначала экономическая, а затем и иная. Вся иная, без исключения и стыдливости. Собственность сама по себе может оставаться юридической категорией. Но в экономическом и политическом содержании собственность — это власть. Экономическая власть. Присвоение и управление. Сначала результатов, а затем и условий производства. Как сказали бы классики марксизма-ленинизма.

Концентрация и переформатирование экономической власти приведет с неизбежностью к концентрации политической власти. Созданию новой политической власти, отличной от старой. Той, которая может привести общество к конфликту. Или в тупики, из которых выйти будет не так просто. Или совсем нельзя будет выйти. Именно это и понимают американские полисимейкеры, решив поставить мощные фильтры проникновению иностранного капитала в США.

США будет контролировать иностранные инвестиции. Будут принимать решения в пользу собственных национальных интересов. Это — субстрат настоящей политики и экономики. Остальное — флюгеризм «недоэлит».

А что Беларусь? Будет продолжать считать золото в закромах Родины? Когда у нас 3 миллиарда, в России — 330? В сто раз больше. А мы говорим о дружбе между народами. Кстати, если скалькулировать потоки и запасы, то у нас в сопоставлении с результатами денежной политики России, должно быть запасов золота в 16 раз меньше. То есть — этак, миллиардов 20! Это — цифра, а мы гордимся такими мелочами. Для кого и зачем все произносится и пишется?

Беларусь может пойти по восточноевропейскому пути и отдать свою собственность иностранным компаниям. Так называемым «цивилизованным». Этот вариант у политиков новой волны также проходит как оригинальный и перспективный. Просто они другого не видели, да и не хотят видеть.

Второй вариант — ухнуть в Россию. Не за 132 миллиарда, а в 10 раз дешевле. К чему и готова часть нынешней властной номенклатуры. За деньги, и за гарантии оставаться супервайзерами красно-зеленой страны. Вариант находится на повестке дня. Обсуждается тихо и задумчиво. При музыкальном сопровождении, типа концертов «За суверенную Беларусь».

Третий вариант нашего недалекого будущего самый сложный и сильный. Он исходит из того, что страна еще здорова в своей основе. Беларусь способна отвечать на энергетический и иные вызовы современности. Мы способны сделать сами себя и страну умной и эффективной. Мы можем быть демократичными и цивилизованными. Опережать устаревшую парадигмально Европу и выстраивать собственную экономику знаний. Оптимальную экономику 21 века.

И не надо спорить, с кем все это можно сделать. И часть номенклатуры, и часть бизнеса, и «прослойка» имеют в своем багаже знания и компетенции. Дело чести политиков не мешать становлению такой инсайд-ориентированной элиты. Не тупо национально тормозящихся, а лидеров нового столетия. Которым не мешают европейские парадигмы (устаревшие), российские чудачества и политглупости.

Нужен диалог. Всем нам. Сегодня. Договориться о том, кто и как будет двигать страну вперед. С этого и пойдет наше противоречивое настоящее в иное будущее.