Путин, образцовый циник, вполне мог допустить совершение теракта в «Крокус Сити Холл», чтобы затем использовать его для проведения массовой мобилизации, усиления общественной поддержки войны и ещё большего затруднения деятельности противников его власти. Подобно ИГИЛ, война Путина против Украины выглядит затяжной и расширяющейся.

Теракт в концертном зале «Крокус Сити Холл» в окрестностях Москвы не был полной неожиданностью. Кремль игнорировал предупреждения американской разведки о готовящейся атаке «экстремистов», возможно, чтобы переложить вину на подходящего «козла отпущения» в случае, если она действительно произойдёт.

Гибель 137 зрителей концерта стало не чем иным, как новейшим злодеянием в длящейся уже десятилетие борьбе между Исламским государством (ИГИЛ) и Россией. Жребий был брошен 30 сентября 2015 года, когда Россия начала интервенцию в Сирию с целью поддержать разваливавшийся режим Башара Асада. В ответ уже спустя месяц боевики ИГИЛ проникли в аэропорт египетского Шарм-эль-Шейха и заложили бомбу в российский Airbus, убив всех 224 пассажиров на борту и команду.

В сентябре 2017 года Россия в отместку ликвидировала бывшего «военного министра» ИГИЛ Гулмурода Халимова, который ранее командовал ОМОНом министерства внутренних дел Таджикистана, а во время гражданской войны в Таджикистане сражался вместе с российскими силами. Все обвиняемые в нападении на «Крокус Сити Холл» — из Таджикистана.

Сирийские «провинции» ИГИЛ (например, уже несуществующие Хомс и Ракка) сталкивались с российской регулярной и нерегулярной армией (включая наёмников из «Группы Вагнера») в десятках сражений, самыми заметными из которых стали битвы в Пальмире в 2015, 2016 и 2017 годах. Для президента России Владимира Путина наиболее унизительными стали столкновения в декабре 2016 года, когда силы ИГИЛ отбили этот город обратно у путинской армии и её союзников.

В период с 2015 по 2024 годы Россия поддерживали многих заклятых врагов ИГИЛ. В частности, она осуществляла военную и разведывательную координацию с «Хезболлой», оказывала политическую поддержку ХАМАС, а также предоставляла политическую, разведывательную и, возможно, военную помощь талибам. Все три организации вели ожесточенные бои с «провинциями» ИГИЛ в Ливане, Сирии, Газе и Афганистане.

«Группа Вагнера» и её остатки в так называемом Африканском корпусе тоже воевали с ИГИЛ — в Ливии, Мозамбике и Мали. «ИГИЛ-Хорасан» («Вилаят Хорасан»), чьи боевики подозреваются в совершении теракта в «Крокус Сити Холл», в основном действует в Афганистане и Пакистане. «Провинция» Хорасан официально появилась в январе 2015 года, когда ряд бывших членов «Талибана» и некоторых других группировок перешли в ИГИЛ.

Как и другие сравнительно крупные «провинции» ИГИЛ, «Вилаят Хорасан» представляет собой военную организацию размером с бригаду, которая ведёт войну против практически всех государственных и негосударственных сил в зоне своей деятельности и на приграничных территориях. В августе 2021 года в Кабуле во время вывода американских войск из Афганистана она осуществила теракт с использованием смертника, в результате которого погибли 13 военнослужащих США и как минимум 169 афганцев; в сентябре 2022 года она совершила атаку на российское посольство в Кабуле (два сотрудника посольства погибли); и предполагается, что именно она в январе 2024 года совершила двойной теракт смертников в Иране во время церемонии, посвященной памяти генерала Касема Сулеймани.

В своих методах ведения войны ИГИЛ умело сочетает традиционную, партизанскую и террористическую тактику. И поэтому, хотя ИГИЛ многие ненавидят, и у его противников колоссальное численное и военное превосходство, эта группировка сумела в определённый момент времени оккупировать более 120 городов, городков и деревень на территории от южных Филиппин до Западной Африки, и она выдерживала войну, которую вели против неё почти 80 стран. Во многих отношениях гибридные военные операции России в Крыму и Донбассе в 2014 году копировали тактику, применявшуюся ИГИЛ для захвата Ракки и других городов в 2013 году.

Впрочем, лидеры ИГИЛ — плохие стратеги, а их походы к войне нереалистичны, поскольку у них очень широкие военные цели — от «Аль-Каиды» и «Талибана» до США и их союзников. В числе этих целей также Иран и Россия.

Между тем под властью Путина у России появилась история проведения операций «под чужим флагом». Наверное, наиболее известным случаем является инцидент в Рязани в сентябре 1999 года, случившийся на фоне целой серии взрывов в Москве и других российских городах. Тогда возникли серьезные вопросы по поводу причастности Путина к актам государственного терроризма, возможно, для оправдания эскалации военных действий в Чечне и для дальнейшего укрепления своей власти.

Перенесёмся в март 2024 года. База Росгвардии находится всего в паре километров от «Крокус Сити Холл», но потребовалось более 90 минут для мобилизации сил безопасности, хотя Кремль и получал предупреждения о возможных терактах. Было ли это некомпетентностью или заговором, Путин уже явно решил, на кого свалить вину: на Украину.

Трупы и сгоревший развлекательный комплекс в столице России спустя несколько дней после «переизбрания» Путина — это не просто ужасная картина. Это результат прорех в безопасности, провалов разведки, политической самоуверенности, а может быть, чего-то гораздо худшего. Но Кремль явно намерен использовать свою колоссальную пропагандистскую машину для того, чтобы перенаправить гнев общества на Украину.

В течение зимы Россия вернула себе оперативную инициативу, однако она все ещё очень далека от достижения стратегических целей в Украине. Прошло уже 18 месяцев, сотни тысяч россиян были убиты и сотни миллиардов долларов потрачены, но Россия до сих пор не контролирует территории «аннексированных» областей целиком.

Для масштабного наступления России нужно больше людей, больше внутренних ресурсов и меньше местного сопротивления — гражданского или вооруженного. Путин, образцовый циник, вполне мог допустить совершение теракта в «Крокус Сити Холл», чтобы затем использовать его для проведения массовой мобилизации, усиления общественной поддержки войны и ещё большего затруднения деятельности противников его власти. Подобно ИГИЛ, война Путина против Украины выглядит затяжной и расширяющейся.