Россия оказала Беларуси беспрецедентную поддержку для того, чтобы смягчить санкционные удары для ближайшего союзника. Поддержка коснулась практически всех сфер взаимодействия — энергоресурсы, финансы, логистика, торговля, тарифная политика, доступ к российскому рынку и т. д. Ясно, что такая поддержка была санкционирована высшим политическим руководством РФ.

Как следствие, после того, как Беларусь лишилась финансирования международных организаций, беларусские власти стремительно развернулись в сторону российских доноров — Евразийского банка развития (ЕАБР), Минфина России, банков и других структур с участием российского капитала.

Уже в конце 2020 г беларусская сторона заявила о предстоящих переговорах с Москвой о рефинансировании беларусского госдолга в USD 1 млрд. В сентябре 2020 г в Сочи Путин и Лукашенко договорились о выделении финансирования на сумму до USD 1,5 млрд. Позже стало известно, что в 2020 г. Россия предоставит Беларуси межгосударственный кредит на сумму в USD 500 млн, а в 2021 г. — еще на USD 500 млн.

Важным источником заемных ресурсов для Беларуси стали также суверенные облигации, номинированные в российских рублях. Правительству было поручено осуществить в 2021–2023 гг. эмиссию на российском рынке гособлигаций Беларуси на сумму до RUB 100 млрд. По данным Минфина Беларуси в 2022–2023 гг. была запланирована эмиссия на общую сумму до RUB 50 млрд.

В сентябре 2021 года на встрече с Лукашенко в Москве Путин заявил, что общий объем российских кредитов Беларуси с сентября 2021 г. до конца 2022 года составит около USD 630 млн.

Весной 2022 года стало известно, что Россия предоставила Беларуси на год отсрочку по платежам, а это, как отмечала беларусская сторона, более USD 1 млрд платежей.

В ноябре 2022 г. Госдума РФ ратифицировала документы об отсрочке выплаты Беларусью USD 1,4 млрд долга перед Россией с 2022–2023 гг. на 2028–2033 гг., а также об изменении процентной ставки по кредитам Беларуси.

Практически через год Госдума РФ приняла закон о ратификации соглашения между правительствами России и Беларуси, которое предусматривает перенос платежей в погашение основного долга по госкредитам, полученным Беларусью с апреля по конец 2023 г., на период с 2029 г. по 2034 г.

Кроме того, в августе 2022 г. первый вице-премьер Беларуси Николай Снопков заявил, что Беларусь и Россия намерены заключить соглашение о кредите в размере USD 1,5 млрд на реализацию импортозамещающих проектов. В ноябре 2022 г. это соглашение было заключено, при этом сумма кредита на эти цели выделена в объеме RUB 105 млрд.

Россия помогла Беларуси перестроить экспортную логистику

Весьма болезненным для беларусского экспорта мог оказаться санкционный запрет на поставку нефтепродуктов и калийных удобрений по традиционным логистическим маршруту через порты стран Балтии. Справиться с этой серьезной проблемой властям опять же помог Кремль.

После закрытия европейского рынка и рынка Украины территория РФ стала едва ли не единственным логистическим коридором поставки беларусской продукции на экспорт. Российские порты на Балтийском, Черном морях, а также на Северном Ледовитом и Тихом океане заменили для Беларуси порты стран Балтии и Украины.

В феврале 2021 г. Россия и Беларусь подписали межправительственное соглашение о транзите нефтепродуктов. Соглашение было заключено на 2021–2023 гг. с возможностью автоматического продления.

В сентябре 2022 г. глава Ленинградской области РФ Александр Дрозденко заявил, что беларусские предприятия возьмут портовые площадки в Ленинградской области в аренду, после чего они приступят к строительству там собственной инфраструктуры. По его словам, варианты для стройки были предложены и в Приморске, и в Усть-Луге.

В сентябре 2022 г. губернатор Мурманской области РФ Андрей Чибис сообщил, что на встрече с Лукашенко «уже зафиксировано, принято финальное решение о перевалке беларусских экспортных грузов через порт Мурманска». По словам Чибиса, «для этого планируется построить новый терминал мощностью от 5 до 7 млн т. грузов в год на западном берегу Кольского залива». Лукашенко в ходе встречи с губернатором Чибисом назвал стратегической задачей переориентацию в условиях санкций части беларусского экспорта, прежде всего калийных удобрений, в том числе на порты Мурманской области с последующей отправкой в Китай и Индию по Северному морскому пути.

В июне 2023 г. министр транспорта России Виталий Савельев сообщил, что перевозка железной дорогой беларусских нефтепродуктов в порты РФ в рамках межправительственных соглашений в 2023 г составит 6,5 млн т., а калийных удобрений — 8,4 млн т.

Первый вице-премьер Николай Снопков заявил, что Беларусь в 2023 г. перевезла через российские порты в 4 раза больше грузов, чем за аналогичный период предыдущего.

Снопков отметил, что результаты начатой в апреле 2022 г. работы по организации перевалки беларусского калия через морские порты северо-запада и юга России сегодня позволяют располагать портовыми мощностями для перевалки примерно 1 млн т. продукции в месяц, или 12 млн т в год. По его словам, беларусской стороне удалось добиться экономически эффективных условий перевалки в терминалах портов Санкт-Петербурга. В I полугодии 2023 г. через эти порты было отгружено 2,7 млн т. калийных удобрений.

«Основные порты — это Бронка, Балтийский судомеханический завод, Морской рыбный порт, Keystone Logistics. Базовый, в соответствии с соглашениями между Минтрансом Беларуси и Минтрансом России, — Бронка», — сообщил Снопков.

По его словам, из-за санкционного давления Беларусь потеряла 5,5 млн т. из 9-10 млн т. (в среднем за последние годы) от общего объема поставок отечественных калийных удобрений на внешние рынки. «Мы в этом году будем везти 8 млн т., то есть фактически в 2 раза больше калия на дружественные рынки, замещая потерянные рынки недружественных стран», — заявил Снопков.

Росийская компенсация за налоговый маневр в обмен на унификацию налоговой политики

Важной формой поддержки со стороны РФ стали также стабильные цены на газ для Беларуси — самые низкие на всем постсоветском пространстве. Следует отметить, что в течение последних лет РФ по договоренности Лукашенко и Путина не повышает для Беларуси цены на природный газ — USD 128,5 за тыс. куб. м. (такая цена согласована до 2025 г., хотя официальный Минск настаивает на дальнейшем снижении цены до уровня российских промышленных потребителей).

Кроме того, с апреля 2022 г. Беларусь платит за газ в российских рублях. Поскольку после введения санкций основная часть валютной выручки Беларуси генерируется в российских рублях, то это эта выгодная сделка для беларусских властей.

В условиях санкций Беларусь добилась еще одного важнейшего для себя решения — пресловутой компенсации за налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ, что позволило беларусским властям смягчить санкционный удар в отношении отечественной нефтепереработки.

Этому решению предшествовало подписание в октябре 2022 г. договора между Беларусью и Россией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам — НДС и акцизам. В документе регламентирован порядок расчета и выплаты трансферта, который поступает из российского бюджета в беларусский. Речь идет о сумме порядка USD 610 млн в год. Сумма трансферта рассчитывается исходя из среднемесячной мировой цены нефти марки Urals, объема перерабатываемой сырой нефти в размере USD 1,5 млн за месяц, с поправкой на коэффициент, характеризующий корзину нефтепродуктов, получаемых на НПЗ Беларуси.

В 2024 г. бюджет Беларуси предусматривает получение бюджетного трансферта из России на компенсацию потерь беларусских НПЗ от налогового маневра в RUB 2,1 млрд — около USD 660 млн. Примерно такая же сумма была заложена в беларусском бюджете в 2023 г.