Любая война всё же кончается. Завершилась даже Столетняя война. Хотя в строгом смысле эта была не война, а серия вооруженных конфликтов с 1337 года по 1453 год — и всё же этот период закончился. Вот только кончаются войны по-разному. А «победа» или «поражение» остаются понятиями неоднозначными. Наиболее известный пример — СССР во Второй Мировой войне. Можно считать это «великой победой», а можно и «великой катастрофой» советского народа, когда всё лежало в руинах, и каждый четвёртый погиб. Так что оба определения правильные.

По распространенному определению победа — это когда наступивший мир лучше довоенного. В таком случае, помимо США и Великобритании победили также Германия и Япония, но не Советский Союз. Да, иногда поражение армии становится победой для страны в долговременной перспективе. Скажем, в истории Швейцарии есть период в несколько веков, когда она была весьма воинственной страной. И весьма бедной при этом. Гибель швейцарского корпуса армии Наполеона на Березине заставила швейцарцев окончательно сменить «вектор» на приверженность миру и нейтралитету. И это в итоге стало большой победой для страны: их ВВП, скажем, примерно на порядок превосходит наш. Соответственно швейцарцы — одна из самых богатых наций в мире.

Вообще же итогом войн чаще всего получается, когда ситуация ухудшается для большинства противников включая формальных победителей. Последствия войны во многом определяются её характером и в большинстве случаев не укладываются в рамки спортивных определений типа «победа», «поражение» или «ничья». Это весьма эфемерные понятия.

Война, развернувшаяся Россия на территории Украины, больше всего похожа на Первую мировую войну. Об этом сказал историк, публицист, профессор УКУ Ярослав Грицак в рамках проекта «Кофе с Трощинским». «Каждое сравнение не совершенно, но мы берем то, что может больше прояснить настоящее. Первая мировая война имела огромные битвы, фронты были очень протяженны, потери огромны, но линия фронта почти не двигалась», — объясняет историк. По его словам, если были прорывы, они ничего не стоили. «Война была затяжная и позиционная — то, что правильно сказал Залужный. Такая война заканчивается не военным поражением одной стороны, как во Второй мировой, а коллапсом одной из сторон, первой не выдерживающей бремя войны. Я думаю, в значительной степени, расчет Путина построен на коллапсе Украины или Запада», — считает Грицак.

Согласен, нынешняя «сво» именно на Первую мировую и похожа по характеру. Причём во время Первой мировой самой первой-таки не выдержала Россия. Коллапс наступил более чем за год до окончания войны. Самое слабое звено на тот момент.

Вообще же бывают война на сокрушение, такие ещё иногда называют «блицкригами» и войны на истощение. Первая мировая война действительно была войной на истощение. В таких войнах побеждает не «гений полководца», а «гений финансиста» — не выдрессированные армии, а более развитые экономики. Войны на сокрушение иной раз приводят к миру, выгодному победителю (Франко-прусская, Австро-прусская война). Проигравшие несли потери, но сохранялись как государства и даже власть менялась не во всех случаях. Войны на истощение практически всегда приводят к смене прежнего государственного устройства проигравшего, а иногда и к исчезновению самого такого государства. Так по итогам Первой мировой войны, исчезли Российская Империя, затем Германская, Австро-Венгерская, Османская. Выгоды не получил никто, хотя на обломках старых империй появилось много новых государств.

Несколько типов войны могут сочетаться в ходе одной «большой войны» (серии войн). Наполеон, например, провёл серию успешных компаний на сокрушение континентальных. При этом все проигравшие сохранились как государства и даже цари с королями в большинстве своем не поменялись. Параллельно Наполеон вёл войну на истощение с Британской Империей, которой в итоге проиграл. В войне на истощение военные успехи не являются определяющими, а экономика Франции была слабее. В итоге поражения Наполеона государственный строй во Франции сменился.

Относительно «дождаться коллапса запада». Да, так войны на истощение и заканчиваются и есть вероятность, что такие надежды присутствуют. Путин заверил Си Цзиньпина, что намерен воевать с Украиной еще не менее пяти лет и заявил, что победит. Но, вполне вероятно, что «великий геополитик» сильно преувеличивает свои возможности. Российское руководство изначально сильно преувеличило мощь своей армии, сейчас же сильно преувеличивает устойчивость своей экономики.

А она, экономика, у них на уровне порядка сотой части от совокупной экономики США, Канады, Европы, Японии, Южной Кореи и пр. Конечно, на стороне Путина Беларусь, Иран, Северная Корея, Буркина Фассо и кто там ещё. Но этого мало, чтобы истощить Запад и дождаться его коллапса. Хотя по росТВ это преподносится как факт, практически уже свершившийся. Но это пока мечты. Ведь для того, чтобы не проиграть России, западным странам достаточно потратить 1% своих доходов, России для этого надо потратить все 100%. Но это невозможно, тогда не только с яйцами будет дефицит, тогда и «125 блокадных грамм» станут проблемой. Что-то мне подсказывает, что возврата к прежним «зажиточным» временам не будет даже после окончания «сво».

В общем, есть нюансы, но шансов вызвать «коллапс запада» практически нет. Не просматривается пока там таких фундаментальных проблем. Даже Орбан —недостаточно серьезная проблема. Десяток миллиардов дали, он и голосует как «просят». «Если проблему можно решить за деньги, это не проблема, а расходы», — гласит еврейская мудрость. У Запада пока нет проблем, которые не решались бы деньгами. Даже главную проблему, на которую очень надеялись в России — с нефтью и газом — там решили. У России все чаще просматриваются проблемы, а не расходы. И чем дальше — тем явственнее.

Да, конечно, еще есть Китай или Индия. Они с Россией действительно сотрудничают, но они скорее «нейтралы», а не союзники. А сотрудничают в своих интересах, которые работают скорее на истощение России, а не на её усиление. Особенно в долговременной перспективе.

А «сво» на истощение», конечно, кончится. И у меня складывается вполне определенное мнение, кто сломается первым. При этом пять лет для этого вряд ли понадобится. Хватит и трех.