Запуск БелАЭС при отсутствии гарантий спроса на электроэнергию обострил для беларусских властей вопрос экспорта электроэнергии. С вводом второго энергоблока БелАЭС, который был запущен в эксплуатацию 1 ноября 2023 г, атомная станция будет производить 18,543 млрд кВт.ч электроэнергии в год, что составит 42,8% от электропотребления Беларуси. Внутренний спрос не в силах потребить такой объем электроэнергии. В 2021 г. потребление электроэнергии в Беларуси составило 40,308 млрд кВт.ч, в 2022 г. оно снизилось на 4,31% в сравнении с 2021 г. до 38,572 млрд кВт.ч.

По сути, сейчас Беларусь имеет один потенциальный рынок сбыта электроэнергии — российский. Однако поставки белорусской электроэнергии на профицитный российский рынок невозможны, так как пока не создан общий электроэнергетический рынок Союзного государства (СГ). К тому же белорусская электроэнергия не сможет конкурировать на этом рынке без равных с российскими производителями цен на природный газ.

Планируется, что торговля электрической энергией на общем рынке СГ начнется с 1 января 2024 г. через уполномоченных субъектов хозяйствования — по одному с каждой стороны. Однако беларусской электроэнергии будет весьма проблематично конкурировать в РФ без равных цен на газ (генерация электроэнергии в Беларуси по-прежнему базируется в основном на природном газе).

В сентябре 2021 г. Владимир Путин заявлял, что документ по созданию объединенного рынка газа в рамках СГ будет подписан до 1 декабря 2023 г. Однако непонятно, удастся ли это сделать: белорусские власти заявляют, что создать объединенный рынок газа в СГ невозможно без равных цен на газ.

Надежды на равные с Россией цены на газ не оправдались

Беларусские власти давно добиваются от РФ поставки природного газа по цене, равной установленной для Смоленской области России (сейчас там цены ниже на USD30-40 за 1 тыс. куб. м).

На фоне политической ситуации и западных санкций белорусские власти попытались ускорить создание общего с Россией газового рынка.

Совет министров СГ по итогам заседания в Минске 10 сентября 2021 г одобрил «Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 гг.» и 28 союзных программ, направленных на реализацию масштабных задач по укреплению российско-белорусской интеграции. Стороны договорились о координации действий в части формирования цен на российский газ для белорусской стороны на 2022 г., а также разработке принципов функционирования и регулирования объединенного рынка газа СГ к июлю 2022 г.

Политический кризис в Беларуси и обострение отношений с Европой подстегнули интеграционные усилия союзников. Похоже, Москва показала Лукашенко все «морковки», чтобы тот на финише не затормозил интеграционный процесс. Однако на этапе согласования наиболее сложными оказались налогово-таможенная и нефтегазовая программы.

По данным российской газеты «Коммерсантъ», в первом случае обсуждалась унификация таможенной и налоговой систем двух стран. Дискуссионные вопросы: в какой степени их можно унифицировать и когда это должно произойти. По нефтегазовой союзной программе стороны обсуждали, с какого года цена на газ для Беларуси будет на уровне цены для Смоленска. В 2021 г. Беларусь покупает российский газ по согласованной с РФ цене USD 128,5 за тыс. кубометров и хотел бы ее снизить до USD 100 тыс. куб. м. уже с 1 января 2022 года — то есть, до запланированной на 2024 год унификации таможенных и налоговых систем.

Российская сторона исходила из того, что сначала нужно унифицировать налоговые системы, вслед за чем Беларусь получит желанную скидку на газ. В то же время официальный Минск рассчитывал, что Беларуси уже с 2022 года удастся снизить цену на газ до уровня внутрироссийских цен.

Экс-посол Беларуси в РФ Владимир Семашко в марте 2021 г. заявлял, что задача-максимум — чтобы единый газовый рынок Беларуси и России заработал уже с 1 января 2022 г. «Труба газовая идет и по России, и по Беларуси, вся инфраструктура создана, поэтому здесь сразу видится единый рынок. Мы надеемся, что он заработает 1 января 2022 года», — сказал Семашко в интервью «Российской газете».

Таким образом, официальный Минск рассчитывал, что единый газовый рынок Беларуси и России может заработать с 1 января 2022 г. Однако, несмотря на все усилия, достичь желаемой цели этого не получилось. Цена на российский газ для Беларуси в 2022 г. была определена на уровне USD 128,5 за 1 тыс. куб. м. С 1 апреля 2022 г. Беларусь оплачивает поставки газа из РФ в установленном порядке в российских рублях.

Тем не менее, беларусские власти надеялись, что это случится вскоре после подписания союзных программ — с 1 января 2023 г.

В мае 2022 г министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич в интервью каналу «Беларусь-1» отметил, что стороны должны к 1 августа 2022 г. сформировать цены на газ для Беларуси на 2023 год. Для этого, по его словам, был утвержден соответствующий план мероприятий, также создана соответствующая белорусско-российская рабочая группа. При этом Беларусь и РФ также должны к 1 июля 2022 г. подготовить предложения, как в Союзном государстве будет работать объединенный рынок природного газа.

Однако эти планы тоже реализовать не удалось. Каранкевич 19 декабря рассказал, что белорусская сторона своевременно подготовила предложения по формированию цены на газ для Беларуси на 2023 г., а также по принципам создания объединенного рынка газа СГ, но пока окончательных решений нет, переговоры продолжаются. «Данные вопросы будут рассмотрены на самом высоком уровне», — отметил Каранкевич.

Таким образом, вопрос цены на газ на 2023 г. для Беларуси снова традиционно был вынесен на уровень президентов, встреча которых была проанонсирована на 19 декабря в Минске.

Накануне, 16 декабря, Лукашенко провел совещание с профильными чиновниками по теме беларусско-российского сотрудничества. По его словам, также будут обсуждаться накопившиеся проблемные вопросы, возникшие при реализации 28 союзных программ. Отмечалось, что особое внимание Лукашенко намерен уделить проблеме ценообразования на энергоресурсы, так как от этого зависит конкурентоспособность беларусской экономики. «Напомню, союзной программой по формированию объединенного рынка газа предусмотрены конкретные мероприятия и сроки, которые, к сожалению, по-моему, не реализованы. Они просто сорваны. Я думаю, что у нас одно пожелание (даже не претензия, а пожелание) к российской стороне: создать равные условия для работы субъектов хозяйствования. Чтобы сельхозпредприятия, наши промышленные предприятия, компании в сфере услуг и так далее работали в равных условиях. Важно, чтобы цены на газ, нефть были не заоблачными при этих равных условиях. Но это абсолютно не главное. Можно сказать, это даже неважно. Главное — чтобы у россиян и у нас были равные цены на энергоносители и другие направления нашей деятельности. Это главное!» — заявил он.

Однако в этот раз беларусской стороне не удалось добиться равных с РФ цен на газ. Путин 19 декабря 2022 г. по итогам переговоров с Лукашенко отметил, что Россия поставляет в Беларусь нефть и газ на весьма выгодных преференциальных условиях, что подтверждает привилегированный характер партнерства и является мерой поддержки беларусской экономики.

Очевидно, что на фоне резко изменившейся политической конъюнктуры беларусская сторона публично не демонстрировала недовольство провалом переговоров по равной цене на газ. Более того, премьер-министр Беларуси Роман Головченко 20 декабря заявил, что цена на российский газ для Беларуси базируется на белорусском предложении и она впервые будет зафиксирована на трехлетний период.

Беларусь и Россия 28 февраля 2023 г. подписали межправительственные соглашения, определяющие условия формирования цены на российский газ для Беларуси и наценки ОАО «Белтрансгаз» на период до 2025 г. включительно. В Минэнерго Беларуси тогда отмечали, что подписанные документы окончательно закрепляют договоренности глав государств Беларуси и России о сохранении до 31 декабря 2025 г. условий поставки природного газа из РФ в Беларусь на уровне 2022 г.

Отмечалось, что ценовые условия газовых поставок российского газа в Беларусь на ближайшие три года были согласованы по итогам переговоров Лукашенко и Путина 19 декабря 2022 г. При этом цена была определена на уровне 2022 г. — USD 128,5 за 1 тыс. куб. м. с расчетом в российских рублях.

В феврале 2023 г. российское ПАО «Газпром» и его дочернее предприятие «Газпром трансгаз Беларусь» подписали контракты на поставку газа в Беларусь на 2023–2025 гг. и его транзит через территорию страны в 2023 г.

Стоимость поставляемого в Беларусь российского газа будет составлять около RUB 250 млрд рос руб в год, стоимость услуг по транспортировке — USD 12 млрд. Отметим, что в 2022 г ориентировочная закупка газа Беларусью должна была составить USD 2,44 млрд, оплата Россией транспортировки газа по ее территории — около USD 250 млн.

Отметим, что несмотря на включение в 2022 г. в энергобаланс атомной электроэнергии Беларусь снизила импорт российского газа всего лишь на 1,58% к уровню 2021 г. — до 18,7 млрд. куб. м.

Цену на газ для Беларуси застолбили до 2025 г

Глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников, отвечая 10 ноября на вопросы журналистов, подтвердил, что для Беларуси установлена фиксированная цена на газ до 2025 г. на уровне USD 128,5 за тыс. куб. м. «Цена коммерческая, которая сформирована и о которой вчера договорились президенты (Лукашенко и Путин — ред.), она базируется на беларусском предложении», — сказал Решетников.

Эксперты и ранее сомневались, что Беларусь сможет выторговать у Москвы равные цены на газ без соответствующих трансформации своей топливной отрасли. Экс-посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев еще в 2021 г. прямо сказал, что принцип сопоставимости цен на нефть и газ не является определяющим при формировании единых рынков энергоносителей в СГ. Похоже, что эта позиция Кремля пока не поменялась.

Одна из причин состоит в том, что Беларусь и Россия по-разному понимают единый рынок газа. Минск ассоциирует это понятие прежде всего с равными с российскими ценами на газ. Но в Москве считают иначе. Профильные эксперты неоднократно отмечали, что выравнивание может произойти при условии более глубокой взаимной интеграции, в том числе и в топливной сфере.

Сейчас российский «Газпром» продает газ в Беларуси белорусскому посреднику — ГПО «Белтопгаз», который затем с наценкой перепродает конечным потребителям. Очевидно, что «Газпром» сам хотел бы получать маржу при реализации газа на внутреннем рынке, о чем свидетельствует опыт работы этой компании в других странах.

Профильные эксперты считают, что Беларусь должна открыть свой рынок для российских продавцов — создать условия для того, чтобы беларусские потребители могли покупать газ напрямую в РФ, выбирая поставщиков. Вот тогда и будет цена, похожая на российскую, таким образом и будет создан единый рынок.

Еще одна проблема, которая, по их мнению, искажает цены на газ для внутренних потребителей в Беларуси и таким образом тормозит создание объединенного рынка, — перекрестное субсидирование. В Беларуси население, имеющее газовые счетчики, платит за газ существенно ниже, чем предприятия, в то время как РФ предприятия и население платят за газ практически одинаковую цену. Это и есть неравные условия хозяйствования, чего не хочет замечать белорусская сторона, требуя равных условий для предприятий и настаивая равных с РФ цен на газ.

Экс-посол России в Беларуси Александр Суриков еще много лет назад для снижения цены на газ предлагал беларусским властям передать внутренние газовые сети «Газпрому», чтобы позволит снизить цену газа для конечного потребителя. Это предложение белорусские власти тогда отвергли. Очевидно, что сегодня, на фоне непростой геополитической и экономической ситуации, беларусские власти постараются избежать любых серьезных трансформаций своих системообразующих отраслей, в том числе топливной.

Недавно эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета РФ Станислав Митрахович в интервью порталу «Евразия.Эксперт» отметил, что уровень интеграции Беларуси и РФ пока не достиг стадии создания единого рынка. По его словам, в глобальном понимании интеграция проходит поэтапно: сначала — зона свободной торговли, затем — общий рынок, потом — единый рынок. «Пока что мы не дошли до стадии единого рынка», — сказал эксперт.

Логично предположить, что в отсутствие единого с РФ рынка Беларусь не получит равных с российскими производителями цен на природный газ. Что, в свою очередь, не позволит поставщикам беларусской электроэнергии на равных конкурировать с российскими производителями, если Кремль не предоставит официальному Минску дополнительных преференций.