Недавно президент Лукашенко заявил, что «ведение предвыборной агитациине может осуществляться по правилам массовых уличных акций». Следует ли понимать это заявление как ужесточение правил предвыборной агитации? Каким, формальным или неформальным, образом может быть осуществлено это требование главы государства?

Сергей Альфер. Вышеуказанное заявление президента, учитывая, что им самим не было дано развернутого объяснения своей позиции, дает возможность значительных разночтений при интерпретации смысла предложения. Однако, учитывая, что мнение президента является обязательным руководством к действиям органов власти в стране, попробуем разобраться с возможными последствиями реализации этого заявления для участников парламентской избирательной кампании в Республике Беларусь.

Вначале немного из истории проведения агитационных кампаний. Избирательный кодекс с момента своего принятия в первоначальной редакции устанавливал право кандидатов и других субъектов избирательного процесса на проведения предвыборной агитации. Он отличался отсутствием подробной регламентации данного важного элемента выборов. Вследствие этого кандидаты имели значительную свободу для представления своей позиции избирателям.

Подобная «вседозволенность», особенно во время проведения президентских выборов 2001 года, послужила причиной значительной регламентации этого процесса. Вначале Центральная комиссия своими постановлениями самовольно начала трактовать положения Избирательного кодекса, установив, что все агитационные мероприятия должны проводиться по требованиям закона о массовых мероприятиях. Затем это нормотворчество Центральной комиссии было узаконено принятием в 2006 году соответствующих поправок в Избирательный кодекс.

Принятые нормы закона требовали проведения любых встреч с избирателями (даже во дворах домов) исключительно в соответствии с законодательством о массовых мероприятиях. И хотя закон содержал сокращенные сроки принятия решений, разрешительный принцип проведения агитационной кампании сводил на нет не только возможность проведения любой несанкционированной встречи кандидата с избирателями, но и давал возможность властям дозированно регулировать агитационные компании кандидатов — оппонентов власти.

Под давлением, в первую очередь, международного сообщества в 2010 году эти нормы закона были несколько изменены, при этом в Избирательный кодекс была введена новая статья 451, регламентирующая проведение кандидатами массовых акций только в соответствии с требованиями Избирательного кодекса. В соответствии с ней Местные исполнительные и распорядительные органы по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями определяют места, в которых кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенные лица в целях осуществления предвыборной агитации могут проводить массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) в порядке, установленном настоящей статьей.

Для организации этих массовых мероприятий кандидаты направляют уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется их не позднее чем за два дня до предполагаемой даты проведения мероприятия. Если в местный исполком ранее поступило уведомление от другого кандидата о проведении в том же месте и в то же время массового мероприятия и отсутствует договоренность о проведении совместного массового мероприятия, то он обязан не позднее чем на следующий день после получения уведомления довести до сведения заявителя предложение об изменении места и (или) времени проведения массового мероприятия.

Вместе с тем в статье 45 Избирательного кодекса осталось требование проведения не регламентированных ст. 451 агитационных встреч только в соответствии с законодательством о массовых мероприятиях.

Новые положения закона прошли апробацию на двух выборах 2010 года — местных и президентских. При этом властями принимались постановления, в которых были указаны только места, в которых запрещалось проведения агитационных мероприятий. И хотя постановления местных органов власти разительно отличались от региона к региону страны, тенденцией, особенно во время президентских выборов 2010 года, было установление достаточно большого количества мест, позволявших более-менее полноценно провести кандидатам предвыборную кампанию.

Исходя из текста заявления президента можно предположить, что местные органы власти будут запрещать проведение любых агитационных мероприятий, если заявленное место не будет совпадать с разрешенными ими. При этом на практике будет реализован один из двух вариантов проведения агитационной кампании на открытом воздухе.

По первому из них будет установлено достаточное количество мест для агитации. Как показывает опыт проведения избирательных кампаний в Беларуси, с 1990 годов в стране отсутствовали любые значительные нарушения общественного порядка при проведении встреч с избирателями.

Поэтому я бы приветствовал понимание слов Президента как установление местными органами власти практически неограниченных возможностей для проведения агитационной кампании с незначительными запрещениями вести агитацию в действительно опасных местах (путепроводы, железные дороги, под линиями высоковольтных передач и некоторых других), а не их регламентацию репрессивными нормами закона о массовых мероприятиях.

При втором варианте будут запрещены практически любые агитационные мероприятия на открытом воздухе. Местные власти вернутся к назначению ограниченного количества мест для встреч с избирателями, образно прозванных в народе «собачниками». Это явится возвратом к практике проведения выборов 2003–2008 годов.

Какой из вариантов проведения агитационной кампании окажется предпочтительным для органов власти, мы узнаем очень скоро.