Глава Администрации президента В. Макей призвал повысить качество белорусской экономической аналитики. Что необходимо экономическому аналитику для более успешной работы в Беларуси? Что может для этого сделать государство?


Дмитрий Иванович. Ответ на этот вопрос состоит из нескольких частей.

1. Технические аспекты предоставления данных

Дело в том, что наши госорганы чересчур бдительно относятся к вопросу предоставления данных для анализа. К примеру, на запрос в Информационно-вычислительный центр Белстата по поводу предоставления данных по импорту нефти и нефтепродуктов за предыдущие годы был получен ответ, что такие данные не предоставляются даже на платной основе. При этом, в международной базе ООН в открытом доступе, чуть ли не в помесячной динамике находятся данные по импорту-экспорту в разрезе вплоть до десятизначных кодов ТНВЭД по многим странам мира и по разным товарам, в том числе, по нефтепродуктам. В чем столь трепетное отношение Белстата к этим данным?

Но даже если Белстат и предоставляет данные, то встает вопрос об оперативности работы. Очень часто актуальность материала зависит от момента возникновения темы. Появилась актуальная новость, и для того чтобы ее прокомментировать, нужен анализ на основании официальных данных за предыдущие периоды. А как давать оперативный анализ данных, если мне удалось получить данные по нужному вопросу только через 9 дней после обращения с запросом? Сказать читателям и заказчикам информации — подождите дней 10, вот данные поступят и…?

Еще одним примером чисто технического характера является пример с предоставлением ежемесячных данных самим Белстатом. Национальной статистический комитет не может организовать даже хранение предыдущих отчетов на своем сайте. Я уж не говорю про решение уже неоднократно озвученной проблемы: в связи с постоянными корректировками стоило бы давать некоторые данные — например, о внешней торговле — в помесячном разрезе, а не нарастающим итогом, и в момент выхода, а не через полмесяца, когда актуальность данных уже слегка потеряна.

Решение данных вопросов лежит на поверхности и зависит только от желания государства дать доступ к информации. Я думаю специалистам IT сферы, коих в нашей стране предостаточно, не составит труда предложить удобную программную оболочку для работы с данными пусть даже на платной основе, но при этом ты бы имел доступ к полным данным 24 часа в сутки, без перерыва и выходных.

2. Деление на «правильных» и «неправильных» аналитиков

Дело в том, что наше государство, как, впрочем, и любое другое, крайне нервно реагирует на критику проводимой экономической политики. Но если страна является мировым лидером по числу девальваций за последние 15 лет, то наверное что-то не в порядке с экономическим блоком.

Ошибки не признаются в упор и делаются снова. «Правильные» эксперты пытаются всеми правдами и неправдами обосновать правильность действующей экономической политики, превращаясь из аналитиков в адептов. И ошибки повторяются вновь, поскольку к аргументам «неправильны» аналитиков не прислушиваются. В данном случае государству не стоит рассматривать любую критику как проявление враждебности и реагировать по принципу испугавшегося страуса. Пол-то бетонный. Критику стоит рассматривать и советы брать на вооружение, но не отдельными вопросами, а блоками. Ибо применение рекомендаций рассчитано на комплексный подход, а не на выборку «нравится — не нравится».

3. Финансирование

Это, пожалуй, даже главный вопрос. С определенной уверенностью можно говорить, что при достаточном финансировании и качество анализа может быть выше. Это и доступ к платным специализированным изданиям, это и запросы в тот же Белстат и в международные организации на платной основе по глобальным вопросам, не требующим оперативности. Это покупка инсайдерской информации, которая существенным образом отличается от данных в открытом доступе, но гораздо более точная в части реального положения дел в той или иной сфере. Ну и наконец, это и труд специалистов. Ибо какова оплата, таков и результат.

Круг заказчиков в РБ узок. Печатные издания в силу финансового положения вряд ли могут выходить за определенные рамки бюджетов. Да и интернет издания тоже не безграничны по своим возможностям. Остается либо государство, либо иностранное финансирование. Но государство хочет слушать «правильную музыку для своих ушей».

Образцы успешной работы с иностранным финансированием тоже есть. Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр — один из таких примеров. Но число таких примеров невелико, в том числе из-за пресловутой подозрительности чиновников. А вдруг чего узнают секретного и выболтают о нашем «экономическом чуде».

В данном случае государство просто должно определиться с ответом на вечный вопрос: «Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?» И только потом пенять на отсутствие качественной аналитики.