Актуальность большего, нежели ранее, участия мужчин в приватной сфере объясняется тем, что женщины выходят за рамки семьи и быта, что, в свою очередь, провоцирует потребность перераспределения домашних обязанностей между супругами. Между тем более ответственными за приватную сферу остаются именно женщины, и если обратиться с вопросом о том, что они думают об участии в ней мужчин, то можно получить ответы, по которым видно, насколько дискомфортным для женщин является существующие на данный момент распределение обязанностей:

«Ожидания ожиданиями и желания желаниями, но если мужчина не сделает, рано или поздно сделаешь ты. И самое ужасное, что все это понимают, даже ты сама. Жизнь на этом не останавливается, но и радость не продолжается». (Ольга, 31 год).

«Мужчины прикрываются важным делом, т. е. обеспечением семьи, […] своей работой (неважно какой — водитель, официант, фирмач). В любом случае он устал как лошадь и заслужил законный отдых, ужин, ласки. […] Вся эта рутина надоедает мужчине, жена его уговаривает, давит, просит, но бар, бильярд, свой авто, футбол привлекают и расслабляют после рабочего дня гораздо лучше, чем пыль и пылесос. Все ложится на женщину. […] Женщина получается приклеенной к дому — своей норе. У мужчины территория шире — и бильярдная, и двор, и гараж». (Екатерина, 23 года)

«Мужчина должен включаться в быт, чтобы женщина не чувствовала себя прислугой». (Наталья, 59 лет)

«Я бы хотела, чтобы он делал, но он все равно не сделает, и сколько бы я не ругалась, в итоге, все равно делаю я, потому что он просто не поймет». (Светлана, 38 лет)

Понятно, что не все женщины так думают, и что мнения разнятся в зависимости от уровня образования, профессии, и установок, полученных в детстве и юности. Но даже если женщина считает, что это ее личный выбор — быть домохозяйкой — действительно ли это только ее решение?

Прежде всего, следует разобраться, что стоит за оправданием разделения обязанностей таким образом, что за него ответственны именно женщины.

Миф первый

Бытует мнение, что женщины сами выбрали для себя такой путь. Что это их личное решение быть женой и матерью, блюсти домашний уют и воспитывать детей. Но можно ли назвать выбором то, что строилось и внедрялось в нас веками? Можно ли говорить о личном желании, когда с детства для девочки правильным является носить бантики, юбочки и играть в куклы?

Предположим, что дети могут самостоятельно (без влияния социума) выделять и распределять свои интересы. Так, например, довольно часто происходит, что, непонятно по какой причине, девочка начинает предпочитать обувь на каблуках при маме, которая их не носит. В противовес этому можно представить себе девочку, выросшую в лесу с волками и мечтающую носить розовые банты и одевать кукол в платья! Возможно ли это? Сомнительно, так как сложно желать неизвестного. Та девочка, что тянется к каблукам при матери, их отрицающей, все-таки где-то увидела эти каблуки. Влияние культуры и социума невозможно исключить, потому что мы растем в этих условиях. И на протяжении всей нашей жизни наша успешность измеряется тем, как хорошо мы усваиваем те или иные правила и нормы.

Миф второй

Еще одно распространенное мнение, состоит в том, что если женщина хочет, она может добиться всего.

Когда мы говорим о том, что женщины имеют столько же возможностей, что и мужчины, мы обязаны учитывать тот факт, что за женщиной закреплена ответственность, которую мужчины в полной мере с ней не разделяют. И к этому относится все та же бытовая сфера, все то же воспитание детей. Поэтому изначально, делая какие-то оценочные выводы касательно женских талантов и возможностей, следует учесть, у кого и сколько времени осталось на то, чтобы заняться тем, что принято называть профессиональной деятельностью. Ведь, одно дело — запереться у себя в кабинете и творить гениальное произведение, не задумываясь ни о чем, даже о том, что поесть, поскольку тебе в кабинет принесут все, что необходимо. И другое дело — когда тебе нужно накормить детей, уложить их спасть, сходить в магазин, приготовить ужин. В последнем случае остается немного времени для того, чтобы созерцать, думать и творить.

Мужчине изначально отведено больше физического и эмоционального пространства для его деятельности, что никак нельзя сказать о женщине, которая вынуждена это пространство себе отвоевывать.

Чтобы равные возможности укреплялись в общественном сознании, необходимо сфокусироваться на обычных людях с их обычным семейным укладом, с целью анализа: почему в семье женщина вынуждена быть более ответственной, а мужчина — более созидающим. Даже если мы говорим о семье, где мужчина работает на заводе, он все равно воспринимается как «творец».

Миф третий

Еще одной неприятной реакцией на возможные изменения являются фразы типа «хотите равноправия — пожалуйста, тягайте рельсы». Что отсылает нас к физическим возможностях мужчин, которые в определенном отношении превосходят физические возможности женщин. Если все это понимать буквально, то получается, что мужчинам следует научиться рожать. Ведь очевидно, что абсолютного равенства быть не может. И всегда у одних — в силу их физических или интеллектуальных возможностей — что-то получается лучше, а что-то хуже. Далеко не все мужчины таскают на плечах шпалы, далеко не все женщины занимаются домашним хозяйством. Но самое главное, что следует отстаивать, — это возможность выбора. Если женщина предпочитает тяжелый физический труд — это ее право. Равно как и право на другие виды деятельности.

Отказываться от продукта, который могут создавать женщины (будь то картина, чертеж или программное обеспечение), неразумно, потому что этот продукт также является значимым и уникальным. И те, кто утверждает, что женщина не может создать что-либо значимое наравне с мужчиной, обесцениванием женских возможностей лишает нашу и любую другую культуру половины творений, которые могли бы в ней возникнуть. Представьте себе, что женский опыт содержит в себе то, что неведомо ни одному мужчине, включая женскую (неизвестную и игнорируемую) историю и ежедневную социальную роль женщины, жены, матери.

***

Быт — это наше общее дело, от которого зависит здоровье и комфорт и мужчин, и женщин. Поэтому, несмотря на то, что мужчинами это зачастую воспринимается как насильственное включение, исходящее от «западных феминисток», все равно эта сфера, в которой он присутствует, которую он использует, и, соответственно, за которую несет ответственность. Включение женского знания, женской точки зрения в процессы, связанные с публичной сферой, — необходимое условия для развития общества, точно также как включение мужчин в приватную сферу — необходимое условия для развития взаимодействия и взаимоотношений между полами.