Успешная забастовка рабочих УП «Жилье» в Борисове 24–25 октября обнаружила сразу несколько родимых пятен белорусского кризиса. Во-первых, наиболее эффективными оказываются социальные, а не политические протесты. Во-вторых, власти готовы идти навстречу гражданам и выполнять социальные требования. В-третьих, социальный конфликт между рабочими и руководством предприятий и города проходит «один на один» без участия ожидаемых посредников.

Наконец, самое главное, что показала эта история. Опасения государства перед социальными протестами настолько велики, что власти готовы нарушать собственную политику жесткой экономии и гасить конфликты деньгами: повышать зарплаты и выплачивать бонусы, тем самым подогревая инфляцию. Неожиданная податливость белорусской вертикали на самом деле пугает гораздо больше, чем все силовые структуры вместе взятые. Такое поведение властей бесстыдно обнажает хорошо известный факт, что последним звеном, связующим наше общество и государство, оказывается не взаимное доверие, а белорусский рубль, на который совсем мало надежды.

Забастовка без политики

Из доступной информации по истории в борисовском УП «Жилье» в глаза бросаются несколько фактов:

1. Бастовавшие не обратились за поддержкой в профсоюзы и решали свои проблемы один на один с руководством УП. И наоборот, профсоюзы не проявили интереса к акции. Из ироничного комментария участника забастовки можно сделать вывод, что бастовавшие даже не рассматривали вариант с обращением в профсоюз.

2. Бастовавшие не обратились за поддержкой к оппозиционным политическим партиям. И наоборот, политические партии не проявили интереса к этой забастовке. Акция вполне предсказуемо прошла вне политики, что можно традиционно списать на аполитичность белорусов. Но с другой стороны, успешный страйк без участия политиков — это очевидный минус в карму белорусским «левым».

3. Бастовавшие не обратились за поддержкой в государственные СМИ. Единственным изданием, которое проявило интерес к акции и оказалось главным источником информации о ней, стал независимый Интернет-сайт eXpress-By. Государственные местные и республиканские СМИ вполне ожидаемо проигнорировали забастовку.

Такие действия бастовавших вполне объяснимы. По результатам социологических исследований НИСЭПИ все эти институты — профсоюзы, оппозиционные партии, государственные и независимые СМИ — пользуются у белорусских граждан крайне низким доверием *:


Для запуска диаграммы нажмите кнопку «плей» в левом нижнем углу. Справа в меню можно настроить цвет и размер шариков, а в правом верхнем углу выбрать тип диаграммы из 3-х возможных.

Индекс доверия рассчитывается как разница между ответами «да» и «нет» на вопрос «Доверяете ли вы следующим государственным и общественным, которая затем делится на общее число респондентов. Чем ближе значение рейтинга к „+1“, тем больше доверяют институту, и наоборот, чем глубже значение уходит в минус, тем меньше доверия институту.

Зато если посмотреть на действия руководства предприятия и городских властей, то все становится гораздо интересней. Потому что:

4. Руководство УП отреагировало на требования своих сотрудников почти мгновенно и задним числом подготовило необходимые документы о повышении зарплат. При этом, вероятно, на всякий пожарный случай рассматривался и другой сценарий, поскольку на встрече с рабочими директора УП сопровождали два майора милиции.

5. После приезда на базу представителей Борисовского райисполкома 25 октября, рабочим УП была обещана выплата BYR 500 000 «овощных». На самом деле именно этот прецедент является самым «вопиющим» во всей истории, ведь если такое решение действительно было принято, то для этого рабочих нужно было перевести в привилегированную категорию получателей этой господдержки, а распределение социальных категорий — это святая святых государственного управления.

Ловушка № 5

Решение о переводе бастовавших рабочих УП «Жилье» в высшую лигу получателей «овощных» может иметь гораздо более серьезные последствия для устойчивости белорусского государства во время кризиса. Ведь именно право создавать категории граждан и определять, какая из этих категорий может претендовать на субсидии, является главным звеном незатейливого антикризисного плана белорусских властей — экономии на чем удастся.

Не случайно премьер-министр Мясникович недавно напомнил, что после очередной девальвации компенсировать рост цен на лекарства будут не всем гражданам, но особо нуждающимся категориям. А вот рабочие двух подразделений УП «Жилье» самовольно добились пересмотра этих правил. При этом скорость, с которой руководство УП и городские власти пошли на дополнительные уступки наряду с повышением зарплат, красноречиво говорит о том, что власти напуганы протестами не меньше, чем сами граждане.

Белорусская вертикаль дала слабину. Неудивительно, что государственные СМИ замолчали акцию в Борисове. Узнай о ней остальные «категории граждан» из других регионов, хлопот не оберешься, а «овощных» на всех точно не хватит. Последствия такой податливости государства несложно спрогнозировать. Если в известную связку «инфляция-девальвация» вклинятся еще и социальные протесты, для погашение которых придется печатать новые деньги, то о скором выходе из кризиса можно забыть, не говоря уже о выполнении требований МВФ и АФ ЕврАзЭс.

Эмиссия вместо доверия

В свою очередь, других — безэмиссионных — способов удовлетворять социальные требования белорусских граждан практически не осталось (нужно признать, что дубинки пока в ход не идут). Перечисленные выше государственные и общественные институты могли бы сыграть роль посредников в разрешении социальных конфликтов и помочь избежать таких крайностей, как забастовка. Но в отсутствие доверия единственной связкой между гражданами и государством оказываются деньги — в нашем случае это многострадальный белорусский рубль.

Следующая диаграмма рисует не менее печальную картину доверия другим институтам **:

Лидерство Православной церкви и армии скорее всего объясняется тем, что представители этих институтов меньше остальных мелькают на телеэкранах и не так активно участвуют в оправдании государственной антикризисной политики, как их коллеги. С другой стороны, белорусское руководство не спешит задействовать имеющийся у этих институтов ресурс доверия, и тем самым упрямствует в описанном выше нехорошем сценарии «инфляция — девальвация — протест — эмиссия — повторение цикла».

*Для профсоюзов здесь приведены значения индекса доверия за июнь 2011, остальные значения из сентябрьского опроса.

** Значения индекса доверия Президенту и Правительству взяты из сентябрьского опроса, остальные значения из июньского опроса.