Самый надежный механизм мышления следует двухзначной логике, когда из двух альтернативных суждений одно обязательно будет верным. В такой логике принятие многих решений оказывается крайне простой задачей. В двухзначной логике всегда можно ответить, скажем, на вопрос, начинать или нет большую приватизацию в стране. Но бывают ситуации, когда двухзначную логику применить нельзя. Например, нельзя ответить на вопрос, четное или нечетное число песчинок на пляжах Испании.

Заметим, что существуют общества, которые стали информационными и успели трансформироваться в общества знания. В анализе таких обществ двухзначную логику применять легко. Эти общества прозрачны для рационального мышления. А бывают общества, которым до общества знания как до Луны. И даже если в этих обществах когда-то и проводили «авторитарную модернизацию и информатизацию», но с двухзначной логикой эти общества понять не возможно никак. И вообще в таких обществах очень мало рационального. Белорусское общество именно такое. Принятие решений на любом уровне оказывается далеко не двухзначным и уж точно не рациональным.

Театр абсурда

С началом валютного кризиса, наше общество неумолимо превращается в театр абсурда, в котором главные постановщики действия уже не понимают, в чем замысел пьесы, кто герои и есть ли они вообще, имеется ли хоть какая-то сюжетная линия у всего происходящего.

Ситуация заметно ухудшается: валюты как не было так и нет, а ком экономических и социальных проблем будет только набирать силу. В этом контексте заявления руководства страны напоминают скорее аутотренинг человека, пребывающего в панике. Например, по мнению президента Беларуси, в стране вообще нет никакого кризиса, а, по словам премьер-министра Мясниковича, «несмотря на оставшиеся определенные трудности в белорусской экономике инфляция в стране практически остановлена, оживает и валютный рынок». Странно такое слышать с учетом того, что те кредиты, которые удалось получить руководству страны, составляют уже примерно одну десятую от той суммы в валюте, которая требуется, чтобы экономика перестала разрушаться.

За поставки российской электроэнергии рассчитываться Беларуси нечем уже сейчас. А еще ведь очень далеко до отопительного сезона, когда государственные расходы действительно возрастут. А руководство страны кризиса как не видело, так и не видит…

Есть ли у нас альтернативы?

Предположим, что двухзначная логика все-таки применима к белорусской ситуации и из двух возможных альтернатив можно выбрать адекватное решение.

1. Смена политического курса. С одной стороны, президент страны прямо говорит о том, что политический курс останется неизменным. Понятно, что это уже привело к катастрофической изоляции страны и со временем приведет к еще большему охлаждению отношений со всеми сопредельными странами включая Россию. С другой стороны, даже если и допустить, что приход белорусской оппозиции к власти осуществится, что маловероятно, то в течение длительного времени в стране будет отсутствовать какой-либо однозначный политический курс. В сфере геополитики и идеологии воцарится неразбериха. Такой хаос не менее губителен для страны, чем нарциссичный авторитаризм. Белорусская оппозиция не имеет на самом деле никакого опыта политической борьбы и обладает низкой компетенцией в сфере принятия политических решений.

2. Экономические реформы. С одной стороны, масштабный экономический кризис, который уже успел охватить все слои общества, но еще и в помине не набрал полную силу, говорит о том, что белорусская экономическая модель полностью исчерпала себя. С другой стороны, ссылаясь на мнение китайских экспертов, которые что-то не очень торопятся инвестировать в Беларусь деньги, руководство страны заявляет о том, что никаких экономических реформ нашей стране проводить не надо. Белорусская экономическая модель еще якобы полна перспектив. Самое ужасное, что в этих двух альтернативах также не содержится адекватного варианта. Дело в том, что в стране нет никакой базы для осуществления экономических реформ. Экспертный уровень экономистов крайне низок. Доля частного бизнеса в экономике страны довольно малая.

3. Большая приватизация. Экономические реформы могла бы подхлестнуть большая приватизация. Вроде бы большая приватизация сейчас для оживления белорусской экономики действительно нужна. Рассмотрим возможные варианты. Подавляющее большинство предприятий в Беларуси — государственные. В контексте постсоветского общества это значит, что они часто работают по непрозрачным схемам. Поскольку они не являются акционерными обществами, то реальная стоимость этих предприятий, включая оборудование, помещения и прочее, никому не известна. Подготовка к приватизации таких объектов — очень кропотливая дорогостоящая деятельность, которая в зависимости от уровня предприятия может занять времени не менее года. Сейчас, например, много говорится о продаже стратегического белорусского предприятия — Беларуськалия, но такую оценку Беларуськалия никто не проводил, а ни один инвестор не захочет покупать кота в мешке. Кризис в Беларуси развивается стремительно, поэтому, как видим, большая приватизация уже ничего не даст. Она просто не успеет повлиять на ситуацию.

4. Либерализация общества. С одной стороны, либерализации общества многие ждут как манны небесной. С другой стороны, президент недвусмысленно заявляет о необходимости усиления властной вертикали, наведении везде порядка и росте дисциплины. Авторитаризма, по его замыслу, должно быть еще больше. Хотя кажется, куда уж больше. Однако либерализация не возможна без смены политического курса и экономических реформ, но ни то, ни другое, как мы уже заметили, в ближайшей перспективе ожидать нельзя. Поэтому либерализации не будет.

Итак, если из двух альтернатив и можно вычленить адекватный вариант, то в наших условиях он оказывается нереализуемым в принципе. Из-за существующего курса у нас, оказывается, действует не двухзначная логика, а однозначная, с одним единственным неправильным решением, которое будет приводить к еще большему усилению нынешнего политического и экономического кризиса.

Убегание по траектории фрактала

В таких условиях, когда двухзначная логика не работает, нужно реализовывать чистый креатив. Но как это возможно?

Со временем, если не случится ничего экстраординарного, наше общество ждет экономический крах. С такой плачевной перспективой единственное, что нам остается — это самоорганизация, увеличение обычных гражданских инициатив.

В качестве удачного примера таких гражданских инициатив можно сослаться на квазиполитические флешмобы, которые проводятся в крупных городах Беларуси каждую среду. В центре города в установленное время собираются большое число людей и просто тусуются — у них нет политических лозунгов и каких-то иных требований. Просто в это время они вместе. Что можно поставить в вину этим людям? Мелкое хулиганство? Казалось бы, нет. Несанкционированный митинг? Точно нет.

Это убегание фрактала. В этих акциях чистая самоорганизация — без какой-либо оппозиции. Но в нашем обществе даже не двухзначная логика, а однозначная и фракталов она, естественно, не любит. Поэтому, скажем, массовый флешмоб 22 июня возымел любопытные последствия. Во-первых, милиция выхватывала на свой произвол отдельных лиц из простых прохожих. Задержанных (а их, по отдельным подсчетам, оказалось несколько сотен) потом приговорили к штрафам за мелкое хулиганство. Во-вторых, на днях был уволен начальник милиции Минска в назидание тем приемникам, которые будут попустительствовать дальнейшим таким флешмобам в центре столицы.

Убегание фрактала все-таки более динамично, чем закостенелая однозначная логика. Возможно, нам уже ничего и не остается, как пробовать самоорганизовываться. С каждым днем ситуация в стране будет только ухудшаться.