Аналитическая записка BISS

Дата выпуска: 21 июня 2011 г.

Сбор данных: опрос общественного мнения, проведенный НИСЭПИ за период с 10 по 20 мая 2011 г. (http://www.iiseps.org/data.html)


Анализ опросов общественного мнения — новая серия регулярных публикацийБелорусского института стратегических исследований (BISS), основанных на данных независимых центров исследований общественного мнения.

Основные результаты:

По мнению BISS, двумя важнейшими результатами опроса общественного мнения, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) в мае, являются уверенность респондентов в необходимости проведения рыночных реформ (67% опрошенных) и высокий уровень тревоги в связи с возможностью новых терактов (70%).

Сравнительный анализ полученных данных также свидетельствует о растущем числе респондентов, считающих, что «дальше так жить уже нельзя». Несмотря на это, число респондентов, готовых принять участие в активных акциях протеста, в мае не увеличилось.

По мнению BISS, эти результат означают, что белорусы готовы к реформам, но не будут добиваться их революционными методами.

Подробный анализ

На вопрос «Как Вы считаете, надо ли проводить в Беларуси рыночные реформы?» 67% респондентов ответили утвердительно, в то время как только 15% сказали, что реформы не нужны.

Для сравнения: данные опросов НИСЭПИ за март 2011 г. показывают, что тогда лишь 18% респондентов ответили на схожий вопрос о реформах утвердительно, 39% согласились с утверждением, что обществу необходимы постепенные реформы с сохранением существующей системы (в общей сложности 57% респондентов поддержали те или иные реформы), тогда как 26% респондентов ответили, что белорусское общество не нуждается в каких-либо реформах существующей системы.

Сравнительно невысокая доля респондентов, затруднившихся с ответом (лишь 10% ответили «не знаю» или не дали ответа) на вопрос о том, что послужило причиной финансовых проблем в стране, означает, что половина населения считает, что за нехваткой валюты в Беларуси стоит плохая экономическая политика правительства (51% респондентов). Значительная часть респондентов (27%) полагает, что причиной явился мировой экономический кризис, в то время как 13% уверены, что это результат деятельности сил, заинтересованных в подрыве стабильности в стране. Это означает, что почти 40% респондентов считают, что причиной экономических проблем являются внешние факторы. Это меньше, нежели реальное число проголосовавших за Лукашенко на президентских выборах в декабре 2010 г., но все еще достаточно большая часть населения. В то же время, вовсе не обязательно, что все те 51% респондентов, которые обвиняют в проблемах правительство, имеют претензии лично к Лукашенко; к тому же, не все проявления экономического кризиса могли быть очевидны в стране на момент сбора данных.

Изменения в распределении ответов респондентов на другие вопросы оказались гораздо менее заметными. По результатам опроса, вынесение приговоров о тюремном заключении активистам оппозиции не повлекло за собой увеличение количества оппозиционно настроенных респондентов. Более того, согласно результатам опроса, число респондентов, выступающих против публичных протестов, несколько выросло (против протестов выступают в общей сложности 75% все респондентов). По нашему мнению, это может быть частично вызвано реакцией на террористический акт в минском метро в апреле 2011 г., а также многолетним опытом акций протеста (организованных оппозицией). Таким образом, несмотря на то, что число опрошенных, уверенных, что «дальше так жить уже нельзя», превосходило количество респондентов, которые поддержали бы смену режима, большинство все же ожидает, что реформа придет откуда-то «сверху».

Как и ожидалось, страх явился главным результатом апрельского взрыва в минском метро. Семь из десяти респондентов опасаются, что теракты в Беларуси могут повториться (в данном случае доля затруднившихся ответить практически равна нулю). Другие ответы позволяют предположить, что взрыв может поднять новую волну общественных протестов против действий, которые могут быть интерпретированы как беспорядки или нестабильность.

Лишь 8% респондентов заявили в мае, что они примут участие в «массовых выступлениях, акциях протеста, забастовках … в населенном пункте, где Вы живете». Об отказе участвовать заявили 76% опрошенных, что на 24 пункта больше, чем в декабре 2010 г. (данные получены НИСЭПИ после президентских выборов и событий 19 декабря), в то же время количество тех, кто готов участвовать в массовых выступлениях, снизилось на 4 пункта (с 12% в декабре). Доля населения, затруднившегося отвечать, оставалась примерно на том же уровне: 20% в декабре и 15% в мае. В то же время, эти изменения не следует относить на счет личных опасений или осторожности.

Выяснилось, что наибольшее замешательство и разделение во мнениях белорусы проявили при ответе на вопрос о виновнике тракта, так как ни одна из теорий не набрала абсолютного большинства голосов. Однако, более половины опрошенных (55%) не верят официальной версии о террористе-одиночке, и лишь четверть респондентов верят ей (29% и 25%). То, что 16% опрошенных затруднились ответить (ответили «не знаю» или не дали ответа), не меняет того факта, что официальная версия не пользуется доверием.

Разделение мнений в обществе также очевидно, когда речь заходит о том, кому выгодны последствия теракта: на этот вопрос отказалось ответить большинство респондентов (31% «не знаю» или «нет ответа»), 25% полагают, что взрыв не выгоден никому; в то же время, 24% респондентов обвиняют правительство, а 10% — оппозицию. Это означает, что большинство опрошенных считают, что ни один из политических акторов не стал бы рассматривать теракт в качестве допустимой издержки политической борьбы.