Недавно председатель ВХС и Белорусского республиканского Союза юристов В. Каменков заявил о том, что Союз планирует не только создавать третейские суды и обеспечивать их качественный состав, но и проводить общественную сертификацию судей. Какова цена вопроса третейских судов для белорусского рынка юридических услуг? Готов ли кто-то еще составить конкуренцию Союзу юристов в борьбе за клиентов на возникающем рынке?

Сергей Балыкин. Третейские суды не являются чем-то новым для белорусского права. Возможность создания третейского суда была предусмотрена и в советское время Гражданско-процессуальным кодексом БССР. Предусмотрена такая возможность и сейчас. Граждане, а также граждане и юридические лица могут передать любой возникший между ними гражданско-правовой спор на рассмотрение третейского суда. Для этого необходимо заключить соответствующий договор (третейскую запись).

Другое дело, что Положение о третейском суде было, фактически, мертворожденным документом. Наверное, в силу особого менталитета советских, а затем и белорусских граждан, широко практического применения он не получил. Автор этих строк, например, не знает случаев вынесения решений третейским судом.

Единственным исключением является Международный арбитражный суд при торгово-промышленной палате Республики Беларусь. Здесь действительно создана некая альтернатива хозяйственному суду, но опять-таки альтернатива весьма специфическая и относительная.

Рассмотрение дела в третейском суде происходит по взаимному согласию сторон передать дело на рассмотрение такого суда. То есть, если одна из сторон возражает против рассмотрения дела в третейском суде, то рассмотрение не состоится. Но если уж стороны добровольно приняли на себя обязательство подчиниться решению третейского суда, то это решение может быть исполнено и с применением мер государственного принуждения.

С принятием Закона «О третейских судах» появятся новые возможности по организации альтернативного правосудия. Например, закон предусматривает возможность создания как третейских судов для рассмотрения конкретного спора, так и постоянно действующих третейских судов. Последние подлежат регистрации в Министерстве юстиции.

Закон также предусматривает квалификационные требования к третейским судьям. Например, наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической специальности не менее трех лет. Это, по идее, повысит качество решений третейских судов и степень доверия к ним.

Но есть очень большое «но». Все было бы прекрасно, если бы не особенности белорусского государства. Все, что связано с правом, предельно жестко контролируется исполнительной властью и всякие ростки независимости уничтожаются на корню. Не вызывает никаких иллюзий независимость белорусских судов, процессуальная самостоятельность белорусских следователей и т. д. Адвокатура в нашей стране находится под неусыпным контролем Министерства юстиции, и всякие попытки создать альтернативу обречены на провал. В области оказания юридических услуг субъектам хозяйствования ситуация лучше, но не намного.

В таких условиях можно предположить, что возможность создать постоянно действующий третейский суд будет дана далеко не всем. Как всегда, найдутся наиболее достойные. Скорей всего, самых достойных «породит» Союз юристов. Хотя, по большому счету, третейские суды должны создаваться при предпринимательских ассоциациях.

Популярность и успех третейских судов будет зависеть от степени доверия к ним субъектов хозяйствования. Если такие суды будут судить быстрее и дешевле, то своих истцов и ответчиков они найдут.

Еще раз подчеркну — передать дело в третейский суд можно только по согласию сторон. То есть контрагенты по сделке должны предусмотреть в договоре соответствующие положения (третейскую оговорку) или заключить отдельное соглашение.

Обеспечение законности и возможности реального исполнения решений третейских судов взяли на себя хозяйственные суды. В частности, закон предусматривает принятие мер по обеспечению иска, поданного в третейский суд, обжалование решения третейского суда, его принудительное исполнение. Даже хранение материалов дел, разрешенных судом, будет осуществляться государственными судами. Это, несомненно, повысит авторитет третейских судов.

Однако я думаю, что белорусский менталитет возьмет свое и отношение к третейским судам в первое время будет весьма настороженным. Поэтому есть все основания полагать, что становление системы третейских судов в нашей стране будет долгим и трудным.