Не так давно мне приснился жуткий кошмар. Проснувшись, я был озадачен тем, насколько этот сон был необычным. От сна остался странный осадок на целый день и временами я задумывался: А вдруг этот сон был пророческий?

Высшей юридической силой в нашей стране обладают временные декреты Президента. Так вот, мне приснилось, что Президентом страны был издан новый декрет о введении в Беларуси системы правления Чингисхана, когда все общество стратифицируется на десятки, сотни, тысячи и тумены (десятки тысяч). Жить в таком обществе — значит быть полностью поднадзорным. Иными словами, вы входите в строгую иерархию и избежать всевидящего контроля над вами вы не способны. Для интеллектуала такая жизнь — подлинный кошмар. Если чин ваш невелик, то вы подчиняетесь десятнику, десятник подчиняется сотнику, сотник — тысячнику, тысячник — властителю тумена, ну, а властитель тумена — самому Чингисхану. Это очень простая социальная система, которая позволила Чингисхану в кратчайшие сроки создать империю, крупнейшую за всю историю человечества.

Этот сон заставил меня задуматься о социальном устройстве в Беларуси. Наша система довольна необычна. Можно ли сделать белорусский авторитаризм более эффективным? Есть ли возможности у Президента основать «новую империю Чингисхана» — сделать страну региональным лидером, не меняя принципы и основания социального устройства?

Система правления Чингисхана

В социальной системе Чингисхана есть особый нюанс. Она представляет собой радикальное упрощения традиционной китайской системы менеджмента. Как правило, схематизация и упрощение принципов социального устройства оказывается весьма эффективным. Сложная система неповоротлива и чаще всего стагнирует. Ее упрощение — не просто реструктуризация системы, а придание ей нового импульса.

Самые архаичные социальные системы были представлены религиозными ритуалами. На заре цивилизованного человечества социальная жизнь полностью совпадала с религиозной. Так вот, ритуалы также развивались за счет своего упрощения и формализации. Об этом очень хорошо знают востоковеды, что динамика большинства религиозных ритуалов (религий) действительно шла именно в этом направлении. У востоковедов появился даже особый термин — «сокращенный ритуал» (см. В. С. Семенцов «Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагаватгиты»). Например, христианство и ислам — две версии сокращенного ритуала, в которых по-разному упрощается и схематизируется иудаизм. Редукция идей иудаизма сделали эти религии самыми распространенными религиозными культами в мире. Их сокращенные ритуалы оказались очень востребованными.

Чингисхан принял важное решение упростить китайский менеджмент. Это решение стало переломным во всемирной истории. Традиционное китайское общество, говоря современным языком, было авторитарным. Чингисхан решил сохранить авторитаризм с жесткой вертикалью власти, но при этом он предложил следующие изменения. Во-первых, власть, оставаясь авторитарной, должна была стать прозрачной, публичной на всех уровнях властной вертикали. Условия социальной карьеры должны были быть понятны любому подданному, а сама карьера — доступна. Во-вторых, реформа Чингисхана была направлена против коррупции и клановости во власти. В итоге этих реформ была создана очень эффективная социальная система. Настолько эффективная, что Чингисхан с легкостью покорил Китай.

Чингисхан и Президент Республики Беларусь

Во времена Чингисхана основной социальный ресурс — воины. Сокращенный ритуал китайского менеджмента, предложенный Чингисханом, был нацелен на построение социальной схемы с наиболее эффективным использованием именно этого ресурса. В наши дни основной социальный ресурс — интеллектуалы. В те времена основной механизм власти — подавление, теперь — знание. Тогда для успешного общества было важным концентрировать ресурсы подавления, захвата, теперь — ресурсы знания, технологий.

В нашей стране осуществляется авторитарное правление, но вот если сравнить его с правлением Чингисхана, сделав поправку на то, что социальные ресурсы стали сейчас совсем другими, то оно сильно ему проигрывает. Наш Президент не столь прозорливый менеджер, каким был Чингисхан. Богатейшие ресурсы знания в нашей стране не используются. Наш Президент — это «Чингисхан», который не хочет никакой империи. Он просто хочет сохранения власти.

Властная вертикаль в Беларуси страдает «китайскими» изъянами, против которых боролся Чингисхан, — непрозрачность и клановость. При таком социальном устройстве полноценно использовать ресурсы знания невозможно. Интеллектуалы (читай: «воины») остаются ненужными обществу. Постараюсь это показать на примере IT-технологий.

В Беларуси насчитывается огромное число факультетов, которые готовят специалистов, способных работать в IT-сфере. Каждый год выпускается пару десятков тысяч таких молодых людей. Насколько эффективно они задействованы в IT-услугах? С учетом того, что в Беларуси в общей сложности в этой сфере работает как раз только пару десятков тысяч людей, можно смело утверждать, что этот человеческий ресурс не используется совсем. Суммарный объем экспорта IT-услуг составляет в Беларуси всего USD 150 млн. Это копейки. Для сравнения: совокупная капитализация индийского IТ-рынка превышает USD 225 млрд. А Индия — это страна третьего мира, в которой до сих пор большая часть населения живет в трущобах!

Широкое инвестирование в Парк высоких технологий в Минске серьезных результатов не дало. Связано это с тем, что интеллектуалы в стране остаются социально не задействованными. Для них авторитарная власть не предложила «схемы правления Чингисхана». Даже хорошие решения власти наталкиваются на клановые схемы их реализации. Например, Валерий Цепкало, глава Парка высоких технологий, человек от которого зависит развитие IT-технологий в Беларуси, — возможно, и хороший менеджер, но меня настораживает тот факт, что он не является компетентным в том, как производится научный продукт и как производится технологичный продукт. Как тогда он может занимать эту позицию? Кроме клановости у меня на ум ничего не приходит.

В своем блоге Цепкало высказал мысль о необходимости реформирования советской системы белорусской науки — системы, которая давно уже устарела. С этим тезисом никто спорить не будет: реформировать нужно. Но вот схемы реформ, предложенные Цепкало, поразили полной некомпетентностью. По его мнению, все ресурсы, которые идут в стране на науку, нужно перераспределить, а именно все институты и лаборатории, которые не имеют прямого выхода на производство, нужно закрыть (а таких подавляющее большинство, если не все), а сэкономленные деньги пустить на проекты, аналогичные Парку высоких технологий. Может быть это и разумно, но с учетом того, что Парк никаких заметных результатов не дал, несмотря на серьезное финансирование, аналогичные Парку проекты такого результата также не дадут. И с чем тогда останется белорусское общество? Оно полностью лишится науки (пускай хиленькой, но все же науки) и никому ненужные интеллектуалы, которые сейчас получают копейки, окажутся безработными. И это предлагает глава Парка высоких технологий! Его мотивация очевидна — принять участие в новом перераспределении заметных ресурсов.

Как можно использовать ресурсы Китайской империи

Чингисхан покорил мир, потому что воспользовался ресурсами Китайской империи — интеллектуальными и материальными. Китайская империя реализует проект коллективного разума, для которого индивидуальность не играет никакой роли. Это колосс с многотысячелетней историей. Востоковед Андрей Девятов утверждает, что КНР можно рассматривать как очередную династию китайских императоров, «но с коммунистическим уклоном». Так, «товарищ Мао причислен к ряду земных императоров Китая с девизом царствования „Освобождение и возрождение“. А Последующими императорами, назначенными Небом, стали: Дэн Сяопин (девиз „Модернизация и наращивание“), Цзян Цзэмин (девиз „Стабилизация и выравнивание“), Ху Цзиньтао (девиз „Величие и достоинство“)».

Оказаться в поле экономических интересов Китая — очень заманчиво, но, в то же время, и опасно. Беларусь оказалась. Это вызов нашему обществу. По словам Владимира Семашко, Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, «Беларусь становится для Китая хорошей выставочной площадкой в Европе». Это высказано довольно дипломатично. Прямой смысл — то, что Беларусь может рассматриваться Китаем как плацдарм для экспансии в Европу. Не случайно китайская сторона решила профинансировать проект по реконструкции Национального аэропорта Минск. Вместе с тем планируется создать не только современный международный пассажирский терминал, но и построить вторую взлетно-посадочную полосу с возможностью приема самолета А-380. Ориентировочно стоимость проекта составит около USD 600 млн. Всего со временем планируется освоить USD 15 млрд китайских инвестиций. Для нашего общества сумма огромная.

Европе Беларусь особенно не нужна. Она сознательно изолировала Беларусь многие годы. К тому же экономическое благополучие стран сейчас распределяется чисто геополитически. С одной стороны, нам повезло, и Беларусь находится в благополучной геополитической зоне европейского региона. С другой стороны, мы находимся на периферии этого региона — поэтому средний уровень жизни у нас всегда будет ниже, чем в Польше или Литве — только по геополитическим причинам. Интерес Китая к региону может поменять геополитическую расстановку сил. Беларусь из европейской периферии может заполучить какие-то функции центра.

Как нам этого добиться? Только одним способом — созданием новой «империи Чингисхана» на базе китайских ресурсов. Это значит, что авторитарная система управления, используемая в Беларуси, должна трансформироваться. Она должна стать технократичной и прозрачной. Класс интеллектуалов в нашей стране не формируется — интеллектуалы, если и есть, то не задействованы, «схемы Чингисхана» пока для них не придумано. А этот класс должен не только формироваться, но и играть в обществе определяющую роль.

У Беларуси есть еще шанс стать «империей Чингисхана», т. е. региональным лидером, иначе наш удел — «маленький Китай», «тангутское царство Си-Ся», обреченное быть разоренным и поглощенным своими соседями. К сожалению, Беларуси уже не судьба стать полноценным демократическим обществом. Значит, нам позарез нужен «новый Чингисхан». Лукашенко пока с этой задачей не справляется. Вопрос с интеллектуалами (читай: «воинами») в нашей стране пока не решен. Они ждут своего лидера, чтобы создать настоящую «империю Чингисхана» и «порвать» всех соседей!