/Свет в конце тупика/

Газовый капкан

Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.
Марк Аврелий

Казенное ликование по поводу «разрешения» газовой проблемы 2006 года оказалось исключительно сдержанным. Белорусский президент постарался вообще не касаться столь щекотливой темы. 15 декабря прямо с трапа самолета он погрузился в предвыборную стихию. Завертевшаяся на следующий день предвыборная кутерьма мгновенно оттеснила на второй план связь визита А. Лукашенко в Сочи с почти мгновенным объявлением досрочного голосования. На пыльные задворки политического рынка был оттеснен вопрос, как удалось белорусскому президенту вырвать у Москвы столь ему необходимый в судьбоносный для его «династии» год дешевый газ.

Поразительно, но для нашего политического класса оказались более интересны проблемы предвыборного позиционирования С. Гайдукевича и кандидатские перспективы З. Позняка, чем стоимость «союзнической» поддержки Республики Беларусь в 2006 году со стороны РАО «Газпром» — компании, между прочим, акционерной, да еще с иностранным (немецким) капиталом.

Стоимость «поддержки» нетрудно подсчитать. Для этого необходимо найти разницу между ценой природного газа, предложенного в будущем году Украине (225 USD/ 1000 метров куб.), и стоимостью газа, который будет поставляться в Беларусь (46,68 USD). Полученную сумму следует умножить на обещанный в следующем году белорусским потребителям объем «голубого топлива» (21 млрд. «кубов»), и мы получим «скромную» сумму в три миллиарда семьсот сорок пять миллионов долларов.

Тут невольно возникает первая загадка. По идее, за такую благотворительность, да еще на фоне драматической газовой схватки между Киевом и Москвой, в результате которой, как домино, могут быть порушены все договоры, которые были заключены между РФ и Украиной за последние четырнадцать лет, акционеры «Газпрома» (да хотя бы те же немцы) должны отдать руководство компании под суд за коррупцию. Однако, судя по всему, в московском небоскребе «Газпрома» все очень довольны, твердят о «сотрудничестве между Минском и Москвой в транспортировке и продаже (?) газа» и никто никаких проблем с Минском не видит. Один из замов Миллера вообще отметил, что труба, идущая по Беларуси, «принадлежит России», что, в принципе, в отношении газопровода «Ямал — Европа», если речь идет о нем, совершенно верно, если бы не некоторые иные моменты…

Вторая загадка. В свое время автор этих строк считал, что неожиданное объявление белорусским премьером еще 8 декабря об успешном завершении газовых переговоров с Москвой нанесет ущерб позиции России, ведущей тяжелые переговоры с Киевом о цене газа на 2006 год. Во всяком случае, со стороны Украины следовало ждать бурного скандала и полной дестабилизации переговоров с РАО «Газпром», которые, безусловно, теряли всякий смысл, когда соседу отдавали тот же газ в 4,8 раза дешевле. Однако никакого скандала на «белорусской» почве между Москвой и Минском так и не разразилось. Наш прогноз не оправдался… (Шаманы… www.nmnby.org, 12.12.05).

Третья загадка связана с вдруг возникшим предложением «Газпрома» украинской стороне рассчитаться за газ в будущем году акциями украинских газотранспортных предприятий. Попутно Украине напомнили, что составной частью соглашения, на которое ссылается украинское руководство и согласно которому «Газпром еще минимум восемь лет должен поставлять Киеву газ по 50USD, является обязательство Украины по созданию совместного с Россией (возможно, и Германией) газотранспортного консорциума. Данный консорциум, между прочим, почти созданный правительством Кучмы, оказался одной из первых жертв „оранжевой революции“. Вместе с ним оказалось разрушенным и газовое соглашение. Цены на газ для Украины вырвались на рыночный простор. Однако Киев упорно видит в старом и фактически разрушенном собственными руками соглашении только то, что ему нравится, — цена на газ в 50 USD. Про консорциум никто не вспоминает.

Однако точно такой же договор в свое время был заключен между РБ и РФ в апреле 2002 года. В нем точно так же, как и в украино-российском договоре, увязываются внутренние российские цены на газ для белорусской стороны с созданием на базе «Белтрансгаза» совместного российско-белорусского газотранспортного предприятия — почти аналога консорциума на Украине. Но как и в Киеве, так и в Минске в договоре увидели только то, что нравилось, т. е. внутренние российские газовые цены для Беларуси. Игнорирование других статей договора привело к отключению республики от газоснабжения в «лютый» февральский мороз 2004 года.

До лета 2005 года белорусские власти еще не раз вспомнят о том, что Россия «обязалась» поставлять Минску газ по ценам Смоленска. Однако сами, не спеша, к ноябрю текущего года не мытьем, так катаньем, но довели долю государства в капитале «Белтрансгаза» до 100% (последних упрямых 120 акционеров — физических лиц просто вывели за пределы предприятия в отдельное, независимое от «Белтрансгаза» производственное подразделение — пример, достойный учебников).

Минск не может себе позволить скандал с Москвой по украинскому варианту. Это Киев может рассылать по европейским столицам призывы о помощи. Нам впору только Пекину жаловаться. Кроме того, у А. Лукашенко, как, впрочем, и у В. Ющенко, «на носу» выборы. Белорусскому президенту позарез нужно зримое доказательство того, что Кремль видит в нем единственного союзника и готов пожертвовать ради него буквально всем, в т. ч. деньгами «Газпрома». Однако времена изменились, и обмен интеграционных поцелуев на энергоносители Москву не привлекает. В Сочи А. Лукашенко еще раз твердо было заявлено, что поддержка стоит денег…

Официальный Минск деньги не только нашел, но даже заплатил вперед, по предоплате! Попытаемся эту сумму посчитать. Если из уже вышеназванного предполагаемого «убытка» «Газпрома» вычесть компенсацию белорусской стороне за российский газовый транзит по нашей территории, то мы получим очень нам знакомую по газовым баталиям прошлых лет сумму в чуть более 2,5 млрд. USD — не что иное, как стоимость 51% акций «Белтрансгаза». Судя по всему, есть основания утверждать, что эти акции переданы РАО «Газпром» и, согласно полученному контрольному пакету, именно «Газпром» сейчас управляет и владеет белорусской газотранспортной сетью. Это и есть стоимость «третьего срока» А. Лукашенко.

Сразу отпадают все три сформулированные выше загадки. РАО «Газпром» получил оплату газа для Беларуси в 2006 году в большей степени акциями «Белтрансгаза» по «украинским» ценам, что его удовлетворило полностью. Более того, он попытался предложить ту же схему расчетов и Киеву, который, конечно, в свою очередь прекрасно понял, что северный сосед уже рассчитался за газ на будущий год, и не стал поднимать шум. Пойти на «белорусский» вариант разрешения газового конфликта с Москвой накануне выборов в Верховную Раду для правящего в Киеве режима смерти подобно.

Для Минска отдать «Белтрансгаз» не составляло никакого труда — несколько подписей на уже давно подготовленной документации. Факт обнародования продажи «Белтрансгаза» для итогов президентских выборов не опасен. Лукашенко не опасается того, что информацию о продаже «Белтрансгаза» объявит оппозиция, так как ей, во-первых, заявить о сделке негде (оппозиционные СМИ фактически уничтожены), и, во-вторых, в Беларуси создана невиданная в современной истории цивилизованного мира избирательная система, в которой избиратель является атавизмом. В принципе, голосование можно проводить хоть в новогоднюю ночь, а не в полуголодный и безденежный март — результат все равно будет известен заранее.

Получит ли Лукашенко политическую поддержку от Кремля на президентских выборах? А зачем Кремлю «белорусская головная боль»? У В. Путина полно своих проблем, он неутомимо готовит свои выборы — 2008 года. Вернее сказать, готовится уход В. Путина в РАО «Газпром». Естественно, к моменту появления в Кремле нового президента в руках РАО «Газпром» должны быть все транзитные газопроводы, а все цены контрактов близки к мировым. Остальная политическая мишура, включая некие Конституционные акты, никого не интересует.

Откровенно говоря, цены 2007 года не очень волнуют и А. Лукашенко. Он надеется, как всегда, выкрутиться. Ведь к декабрю следующего 2006 года он уже будет избран в третий раз. Основная проблема наступающего года будет решена. Более того, по-моему, белорусский президент уже смирился и с тем, что 2001 год не повторится — В. Путин не выступит публично в его поддержку. Москва демонстративно, в формате реакции на белорусский референдум октября 2004 года, проигнорирует белорусские президентские выборы. Скорее всего, поздравит А. Лукашенко только С. Грызлов. В. Путин проведет в мае саммит «восьмерки» в Санкт-Петербурге без белорусского вопроса в повестке дня.

Кто-то спросит: «А где Конституционный Акт, новый этап „союзного строительства?“.Жалкие вопросы и смешные темы, когда два-три человека на фоне двух сотен миллионов сограждан элементарно передвигают десятки миллиардов долларов. Об этих „судьбоносных“ вопросах в Сочи даже не вспомнили. Казалось, А. Лукашенко мог бы ликовать — связка проблем российско-белорусской интеграции с проблемой поставки в РБ энергоносителей оказалась разрублена. Однако, лишившись „союзнического“ декора, цены на газ оказались почти мировыми.

Что делать! Все стоит денег — суверенитет, независимость, политическая поддержка и даже сама демократия, для которой тоже, хотя бы на первом этапе, требуется беззаветно щедрый финансовый спонсор.

Как казалось, все встало на свои места в этом предновогоднем ребусе — мозаике, если бы не еще одна проблема — «золотая акция». Всем прекрасно известна старая забава белорусских властей: отдавать — не отдавая, приватизировать с последующей национализацией, выкупать, не уплачивая ни копейки и т. д. Автор этих строк долго не мог уяснить логику того же «Газпрома» или Кремля, которые, по идее, должны были понимать, что чуть ли не 20 марта 2006 года белорусский президент может приступить к «отъему» «общенародной» газовой собственности из рук «монстра» — «Газпрома». Авторские сомнения 21 декабря развеял один из известных российских политических деятелей, который на поставленный вопрос ответил очень просто, в духе Ноны Мордюковой — управдомши из «Бриллиантовой руки» («Не будут брать? Отключим газ»): «если белорусский президент погубит совместное газотранспортное предприятие, то в 2007 году он получит газ по 300 USD. Пусть тянет трубы хоть из Венесуэлы…».

Так-то оно так, если бы не некоторый нюанс: в случае предъявления реально мировых цен Минску, А. Лукашенко в течение пару часов просто исчезнет из страны. На новые «альтернативные» трубы у него денег нет и никогда не будет. Это Вам не национальные библиотеки строить…