/Лестница в небо/

Год тупикового триумфа

2005-й не стал годом крупных исторических событий. Мы праздновали его наступление, теряясь в противоречивом водовороте событий. Мы очутились в жерновах: между победой «оранжевой революции» на Украине, призванной продемонстрировать триумф демократии на постсоветском пространстве, и успехом референдума Александра Лукашенко, нанесшем этой же демократии тяжелый удар. События прошедшего года на Украине показали, что апельсин — довольно уязвимый и капризный фрукт, и сохранить стремительную позитивную динамику бархатной революции Киеву удается непросто.

* * *

Подтвердились печальные опасения, что события на Украине приведут к консолидации авторитаризма в соседних странах региона. Беларусь стала в минувшем году эпицентром этой консолидации. В течение года Александр Лукашенко подписал беспрецедентное количество указов, которые практически свели к нулю возможность реализации неотъемлемых прав человека на свободу мышления, собраний и информации. Россия стала надежной союзницей белорусского диктатора, на весь мир пропагандируя фальшивый довод о том, что демократия на постсоветском пространстве, дескать, должна учитывать «местную специфику».

* * *

Режимы Лукашенко и Путина вновь официально замирились и тут же родили очередную договорную фикцию — проект конституционного акта союза двух государств, который, как и прежние документы подобного содержания, готовился в обстановке закрытости с участием ограниченного круга «заинтересованных лиц». Хотя некоторые проблемы с новым актом бумажной белорусско-российской любви пока еще не урегулированы окончательно, белорусские власти решили для себя главный вопрос — поставки российских энергоносителей. Россия в обмен на лояльность белорусского батьки и его согласие оставаться в зоне российского влияния в регионе в очередной раз закрыла глаза на очевидную экономическую невыгодность сотрудничества с западной соседкой. А Александр Лукашенко уже в открытую, цинично говорил о том, что Беларусь остается практически единственным «суверенным» российским форпостом на западном направлении.

* * *

В 2005 году отмечался заметный всплеск активности вокруг Беларуси в мире. После революции на Украине на нас снова обратили внимание. 10 марта Европейский парламент в своей резолюции официально назвал Александра Лукашенко диктатором. Буквально несколькими днями позже вышел обстоятельный анализ ситуации в нашей стране специального докладчика Комиссии по правам человека ООН Адриана Северина. Несмотря на то, что белорусские власти отказались признать его мандат и не пустили высокопоставленного дипломата в страну, выводы и заключения доклада Адриана Северина потрясают своей глубиной. «Глава государства (Александр Лукашенко. — Ю.К.) апеллирует к своей легитимности, основанной на прямой связи с народом, и поэтому не признает никаких конституционных, легальных или институциональных ограничений. В такой системе практически не остается места для прав человека», — пишет докладчик. Организация Объединенных Наций вновь приняла жесткую резолюцию в отношении Беларуси.

Ужесточили свою тональность в оценках современной белорусской реальности и Соединенные Штаты.

Но гневные резолюции, заявления и решения — уже давно не новость для Александра Лукашенко. Скоординированной политики Запада в отношении нашей страны в 2005 году мы так и не увидели.

* * *

Парадоксально, но на фоне жесткой реакции в цивилизованном мире в отношении режима Александра Лукашенко в 2005 году наиболее четко обозначилась чрезвычайно важная тенденция. Жестко критикуя белорусский режим, Запад фактически все время продолжал поддерживать его, поощряя экономические контакты с авторитарным белорусским правительством. Торговый баланс Беларуси с Западом в минувшем году был чрезвычайно выгодным для Беларуси. Лучший способ для поощрения белорусской диктатуры сложно придумать. На Востоке у Лукашенко дешевые энергоносители и сбыт конечной продукции, на Западе — сбыт собственного сырья и полуфабрикатов. Режим живет, а жалкие на этом фоне ограничения на въезд и критические резолюции в этом смысле имеют уже второстепенное значение.

* * *

И режим Лукашенко действительно жил в уходящем 2005-м! Европа стала свидетельницей беспрецедентного давления и вмешательства белорусских спецслужб в деятельность неправительственных организаций. В результате репрессий и давления в отношении Союза поляков Беларуси белорусско-польские отношения находятся сегодня в небывало критическом состоянии. Комитет государственной безопасности Беларуси продолжает бесцеремонно выдворять из страны польских политиков, дипломатов и журналистов. При сохранении подобной тенденции итог может быть один — трансформация политической неприязни в неприязнь бытовую, в результате которой страдать будут простые граждане. Пример непрекращающихся бытовых конфликтов между поляками и россиянами — наглядное тому подтверждение.

* * *

В своих акциях режим не ограничился европейскими границами. В сентябре на саммите Организации Объединенных Наций белорусский правитель открыто с трибуны ООН призвал освободить Слободана Милошевича и Саддама Хусейна, которые сегодня находятся на судебной скамье за очевидные преступления против человечности. В глазах мирового сообщества белорусский правитель, таким образом, стал открытым союзником наиболее воинственных и реакционных сил современности, питающих и взращивающих в своих недрах международный терроризм. Известно, что в первоначальном проекте выступления, подготовленном в белорусском министерстве иностранных дел, тезиса солидарности с Милошевичем и Хусейном не было. Его вставил лично Лукашенко и его ближайшее окружение. Этот шаг может оказаться символичным — быть может, белорусский президент заботится таким образом и о собственном будущем?

* * *

Мысли о собственных перспективах постоянно присутствовали у главы белорусского государства в прошлом году. Он де-факто начал собственную избирательную кампанию, цинично заявляя, что, белорусские граждане, дескать, никуда не денутся и изберут его вновь. Говоря об этом, Лукашенко и его аппарат последовательно дожимал штрафами и иными репрессивными действиями остатки независимой белорусской прессы.

* * *

Власти начали в 2005 году позорное наступление на ресурсы сети Интернета. В августе было арестовано имущество и возбуждены уголовные дела против инициативной группы сайта «Третий путь», исключительно на добровольной основе, без иностранных грантов, попытавшейся высказать в виртуальном пространстве свое мнение о происходящем в стране. Стала совершенно очевидной реальность — практически любая критика режима в Беларуси является преступлением. Это ли не реальная диктатура?

* * *

Своим указом от 16 августа Александр Лукашенко практически полностью перекрыл каналы для и без того скудной иностранной гуманитарной помощи, поступающей в Беларусь. Борьба с революционным фантомом приобрела к концу года колоссальный размах — по инициативе президента карманный белорусский парламент принял поправки к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексу, открывающие практически неограниченные возможности для властей наказывать в уголовном порядке любую деятельность, которую чиновники Александра Лукашенко могут интерпретировать как дискредитирующую действующий режим, а также нарушающую общественную и личную безопасность.

* * *

Мы все стали свидетелями небывалого нажима на молодежь. Устами министра образования Анатолия Радькова власть открыто объявила о возможности лишения права на образования любого студента, вовлеченного в оппозиционную деятельность. Ректор Белорусского экономического университета, бывший министр правительства Александра Лукашенко Владимир Шимов без комментариев исключил из вуза студентку, побывавшую на встрече представителей молодежных движений во Франции. Молодежь — будущее Беларуси — последовательно лишали права образованно и цивилизованно строить свое будущее.

* * *

Надеясь на внутренний конфликт и распри внутри белорусской оппозиции, Лукашенко «позволил» ей избрать в 2005 году единого кандидата. Каждый, кто знает сегодняшнюю белорусскую оппозицию, поймет символизм этой акции. Но вместе с тем, сам факт избрания единого кандидата, бесспорно можно считать наиболее ярким событием уходящего года с точки зрения демократического будущего Беларуси.

* * *

Тупиковый триумф 2005 года еще более рельефно обозначил визит белорусского диктатора в Китай. Заявляя о том, что он чувствовал себя там «как дома», Александр Лукашенко продемонстрировал свое скудное знание китайской «специфики». Ведь до гостя из Беларуси Китай посетил президент США Дж. Буш. Этот факт красноречиво свидетельствует о том, что лидер Беларуси может чувствовать себя в Китае как дома и впредь, но при этом ему не стоит забывать, что реально он все-таки в гостях.

* * *

В 2005 году белорусский диктатор признался всем нам, что у него нет друзей. Дружба — состояние особое, в основе которого лежит уважение к другому человеку и чувство встречного, взаимного уважения к себе. Очень плохо, что ничего подобного у Александра Лукашенко, по его же собственному мнению, нет.

* * *

Мы все стали старше на один год. Каждый из нас и Беларусь в целом. Стали ли мы больше уважать себя и других? Время покажет. Но это будет уже в Новом году.