22 июня в Минске комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднери глава МИД Беларуси Сергей Мартынов обменялись текстами меморандума о взаимопонимании в области энергетики. Что в области энергетики поняли друг о друге Беларусь и ЕС (каково содержание этого документа)?

Татьяна Маненок. Факт пошагового движения Беларуси и ЕС навстречу друг другу, в том числе и в области энергосотрудничества следует всячески приветствовать. Однако, следует признать, что это слишком медленное движение, учитывая, что уровень тотальной энергозависимости Беларуси от российских энергоресурсов может предопределить ее будущее, ее стратегический выбор между Россией и Европой.

Похоже, что за последние годы белорусские власти успели осознать, что эпоха дешевых энергоресурсов заканчивается. Пока газ и нефть стоят для Беларуси значительно дешевле, чем для соседних стран, правительство пытается использовать временной лаг, чтобы в перспективе приспособить экономику к новым ценам.

Разработаны несколько масштабных программ в области энергетики, цель которых — снизить в обозримой перспективе энергозависимость страны за счет повышения эффективности отечественной энергоотрасли и вовлечения в энергобаланс местных видов топлива. Однако все эти программы реализуются в основном с помощью административного жима, на базе государственной собственности и госресурсов. Поэтому большинство проектов выполняются крайне медленно и не всегда эффективно.

Стратегия энергосотрудничества Беларуси и ЕС должна обязательно опираться на реформирование отечествественной экономики через приватизацию и привлечение внешних инвестиций.

Однако вряд ли это имел в виду А. Лукашенко, общаясь с Бените Ферреро-Вальднер. Говоря о желании выстроить нормальные отношения с Евросоюзом, белорусский президент обратил внимание, что Евросоюз очень технологичен, а Беларусь имеет высокотехнологичную экономику, а потому без сотрудничества с ЕС наша страна не может дальше ее развивать.

Однако построить в стране высокотехнологичную экономику можно лишь в том случае, если это — рыночная экономика, открытая к внешним инвестициям и стимулирующая частный капитал.

В контексте своего заявления о важности выстраивания нормальных отношений с ЕС А. Лукашенко об этом ни словом не обмолвился. Подчеркнув, что наиважнейшим фактором для Беларуси являются финансовые ресурсы, кредитование и финансирование. Он не сказал, что намерена ли страна по-прежнему делать ставку на привлечение кредитов или приоритетными станут прямые инвестиции. Думается, однако, что белорусское руководство в эффективности своей экономической модели не усомнилось.

Следовательно, как можно предположить, сотрудничество Беларуси и ЕС в энергосфере не будет касаться принципиальных проектов, связанных с реформированием отечественной энергосистемы.

Поэтому текст меморандума о сотрудничестве в области энергетики, которыми обменялись глава белорусского МИД С. Мартынов и и Бенита ФеррероВальднер представляет собой рамочное соглашение для реализации энергетических проектов, в частности касающееся возобновляемой энергии и энергоэффективности.

Однако нужно понимать: чтобы Беларусь смогла построить энергоэффективную экономику, нужно реформировать энергосистему и привлекать в энергетику иностранных инвесторов. Нужно активнее привлекать частный бизнес в малую энергетику, в проекты в сфере нетрадиционных источников энергии: энергия ветра, биогаз, геотермальные воды.

Беларусь осталась единственной среди стран бывшего Союза, где энергетика имеет вертикально интегрированную структуру (то есть энергетическое производство не разделено по видам деятельности — производство, передача и распределение энергии).

Отечественная энергосистема включает 6 самостоятельных РУПов (по числу областей). Она имеет высоковольтные электроэнергетические связи между РУПами (областными объединениями) и энергосистемами сопредельных государств (России, Украины, Литвы, Польши). Управляет системой концерн «Белэнерго», который подчинен Министерству энергетики.

Естественная монополия предприятий ПО «Белэнерго» интегрирована в энергетическую отрасль Беларуси, вследствие чего государство оставляет за собой право регулирования тарифов. Ценообразование в этой отрасли осуществляется по методу «издержки плюс». Электроэнергия отпускается потребителям страны по регулируемым, единым по областям тарифам, дифференцированным по группам потребителей.

В такой структуре отсутствуют экономические механизмы, стимулирующие снижение затрат. К тому же в условиях непредсказуемой тарифной политики отрасль становится инвестиционно непривлекательной.

В 2008 году правительство заявило, что белорусская энергосистема исчерпала возможности своего развития за счет внутренних резервов. Чтобы стимулировать приток частных инвестиций в эту отрасль, правительство Беларуси заявило о необходимости реформирования энергетической отрасли. Соответствующий проект концепции был подготовлен и внесен в начале этого года в правительство. Однако недавно президиум Совмина отправил его на доработку.

Временный поверенный в делах Европейской комиссии в Беларуси Жан-Эрик Хольцапфель в ходе состоявшегося 8 июня в Минске круглого стола «Политика Европейского союза и Беларуси в области энергетики: делимся опытом» заявил, что Евросоюз готов оказать техническую поддержку при реформировании энергосектора Беларуси, а также способствовать реализации проектов, направленных на повышение энергобезопасности страны.

На саммите ЕС в Праге 7 мая Евросоюз и Беларусь обменялись соответствующими декларациями. Жан-Эрик Хольцапфель в этой связи подчеркнул, что такое сотрудничество ставит перед собой задачу повышения энергетической безопасности Беларуси и ЕС путем активизации контактов, развития энергетической инфраструктуры, а также вовлечение Беларуси в реализацию проектов, направленных на поиск новых возможностей поставок и транзита энергоресурсов.

Для реализации этих программ предполагается привлечь техническую помощь международных структур. В этом плане важно, что Беларусь участвует в программе «Восточное партнерство», подчеркнул Жан-Эрик Хольцапфель.

Переговоры о сотрудничестве в области энергетики на экспертном уровне Беларусь и ЕС ведут с 2007 года. «Это обеспечило прекрасную возможность обсуждать вопросы энергетики на высоком техническом уровне, а также обмениваться взглядами по прогнозам, стратегиям и сценариям», — отметил Жан-Эрик Хольцапфель. Пока основной акцент был сделан на реализации проектов, направленных на повышение энергоэффективности белорусской энергоотрасли.

Ключевым двусторонним проектом, который сейчас реализует Еврокомиссия в отношении Беларуси, является проект «Поддержка внедрения всеобъемлющей энергетической политики ЕС для Беларуси».

По словам временного поверенного в делах ЕК в Беларуси, данный проект включает три главных элемента: поддержка внедрения новой национальной энергетической стратегии, меры по повышению энергоэффективности, а также развитие альтернативных и возобновляемых источников энергии.

Жан-Эрик Хольцапфель отметил, что сейчас Еврокомиссия готовит новую инициативу — «Расширение Соглашения мэров на страны Восточной Европы». Она ставит своей целью вовлечь местные власти в решение вопросов, направленных на реализацию более устойчивой и эффективной региональной энергетической политики путем повышения использования возобновляемых энергоресурсов и энергосбережения.

Ожидается, что эта инициатива заработает в начале 2010 года.

В начале 2010 года начнется, как предполагается, реализация еще одного совместного энергопроекта. Как отметил руководитель проектов в области энергетики представительства Европейской комиссии в Украине Вацлав Ворачек, Евросоюз в рамках Европейского инструмента партнерства и добрососедства окажет Беларуси техническую помощь в размере 5 млн. евро на проект в сфере энергетики.

Сейчас партнерство ЕС с Беларусью в энергетическом секторе реализуется в рамках проекта «Поддержка и воплощение всеобъемлющей энергетической политики в Республике Беларусь Европейского инструмента партнерства и добрососедства».

Основная его задача — оказать целевую помощь правительству Беларуси и населению в процессе проведения реформирования энергосектора. Реформа направлена на повышение экономической и социальной эффективности работы энергетической отрасли, расширение использования местных и возобновляемых источников энергии, а также стимулирование граждан с целью вовлечения их в реализацию энергопроектов.

Программа технической помощи ЕС в области энергетики предусматривает запуск в Беларуси двух пилотных проектов — в области энергоэффективности и возобновляемых и альтернативных источников энергии в Беларуси.

Общая стоимость проекта составляет 5 млн. евро. В том числе на реализацию пилотных проектов будет направлено 2,4 млн. евро, консультационные услуги -1 млн. евро, на распространение «правильного управления» — 1,6 млн. евро, отметил В. Ворачек. Техническая база данного проекта сейчас обсуждается с правительством Беларуси.

Очевидно, что быстрых результатов на этом направлении ожидать не следует, пока Беларусь, получая самый дешевый газ и самую дешевую нефть на всем постсоветском пространстве, сама окончательно не определилась с выбором и осторожничает в налаживании контактов с ЕС, опасаясь реакции РФ.

И все же приобщение Беларуси к европейским энергопроектам чрезвычайно важно, поскольку создает альтернативу ее российской привязке.

Одни из таких проектов — строительство Зельвенской угольной электростанции. Заниматься его реализацией будет белорусско-польское предприятие, которое, как ожидается, может быть зарегистрировано в конце 2009 года.

Договор о намерениях по строительству в Беларуси угольной электростанции стоимостью свыше 1 млрд. USD Минэнерго и компания «Кульчик Холдинг» (Польша) заключили на Белорусском инвестиционном форуме в Лондоне в ноябре 2008 года.

В нем речь идет о совместной реализации проекта по сооружению в поселке Зельва Гродненской области угольной конденсационной электростанции, а также по строительству необходимой инфраструктуры для экспорта производимой на ней электроэнергии в Польшу.

Площадка под строительство Зельвенской КЭС расположена в 5 км от поселка Зельва Гродненской области. Проект предусматривает ввод в эксплуатацию угольной электростанции с установленной мощностью 660 МВт. Предполагается, что она будет работать на польском угле. Ориентировочная стоимость проекта — 990 млн. USD, срок строительства — 4 года.

Польская сторона предлагает зарегистрировать СП по строительству угольной электростанции в Польше, что позволяет привлечь более дешевые кредитные ресурсы для реализации проекта. Данный проект — своего рода лакмусовая бумажка, которая продемонстрирует, насколько готова Беларусь к энергосотрудничесву с ЕС.

Беларусь также на протяжении двух последних лет обсуждает с Евросоюзом проект по созданию электроэнергетического транспортного кольца, который направлен на создание единой энергосистемы Европы с возможностью синхронизации работы со странами СНГ.

Беларусь предложила более комфортный вариант создания электроэнергетического кольца в ЕС. Дело в том, что существующий проект, включающий строительство вставки постоянного тока между польским городом Элк и литовским городом Алитус, сопряжен со сложной процедурой, так как новая линия электропередачи должна пройти через новые земли, в том числе и через заповедные леса.

Минск готов осуществить этот проект в коридоре уже отведенных земель. Для этого нужно лишь модернизировать существующую линию электропередачи Россь (Беларусь) — Белосток (Польша) напряжением 220 кВ с переводом ее на напряжение 400 кВ (напомним, эта линия была отключена в 2004 году после вхождения Польши в Евросоюз).

Белорусские энергетики убеждают Еврокомиссию, что реализация этого проекта позволит не только построить транспортное энергокольцо Евросоюз — Беларусь — Евросоюз, но в конечном итоге создать единую энергосистему Европы с возможностью синхронной работы со странами СНГ.

Еще недавно этот и другие перспективные проекты сотрудничества с ЕС тормозились по политическим мотивам. Теперь эти барьеры постепенно снимаются, есть надежда на более быструю их реализацию.

Беларусь получила предложение в рамках «Восточного парнерства» участвовать в проектах использования нефтепровода «Одесса-Броды». В том числе предложено обсудить возможность строительства участка Бобовичи-Костюковичи для соединения украинского и белорусского нефтепроводов с выходом на Прибалтику. Можно предположить что реализацию данного проекта ускорит недавно принятое РФ решение о строительстве БТС-2.

Обсудить публикацию