Все мы мучительно размышляем уже не первый год: ну в чем причина этой самой тоскливой тягомотины, именуемой белорусско-российской интеграцией? Почему нам всем так тяжело, неловко и стыдно? Сколько высоких слов сказано, сколько умиленных слез пролито на братской груди! А как забыть фужер с шампанским, хлопнутый о дорогущий кремлевский паркет?

Но попробуй разберись, кто виноват, что эта круто заваренная белорусско-российская каша годами не может быть подана на стол?

И вот, слава Богу, что-то стало проясняться. Оказывается, не была сформулирована глубинная суть братской любви двух народов. Теперь такая формула есть, и можно, что называется, передохнуть.

Ясность, наконец, внес министр информации Русакевич. На встрече с очередным «завозом» российских журналистов он объявил, что Беларуси с Россией «нужно жить как с братом, а торговаться как с жидом». И тут же — чтобы ни у кого не возникло ненужных сомнений — пояснил: «Жиды — это по-белорусски евреи. Это народная поговорка».

Глубокий знаток белорусского фольклора спадар Русакевич, конечно же, не знает, что кличка «жид» и в дореволюционной России и в Советском Союзе и сегодня на землях бывшего СССР имеет прежде всего национально-оскорбительный, а не обозначающий национальную принадлежность характер. Такая вот трансформация общественная произошла с этим словом. Но министр информации Русакевич, скорее всего, этого не знает. Просто он всю жизнь называл евреев «жидами», и они, конечно же, не обижались. Понимали, что имеют дело с большим знатоком этнографии и народных обычаев.

Слава Богу, министр, обращаясь к российским журналистам, не подчеркнул, что с Россией следует торговаться, как с «пархатым жидом». В этом случае он, несомненно, обнаружил бы более глубокое знание предмета.

А, может, все-таки министр что-то и знает, но, как истинный патриот, желает вернуть этому слову его, так сказать, первозданное, незамутненное значение? И именно с этого — с «жидов», — быть может, начинается возвращение белорусской номенклатуры к родовым, национальным корням? Глядишь, и вдохновленный своими, такими уверенными, первыми шагами спадар Русакевич двинется и дальше в глубины белорусизации. На радость всем нам. И в первую очередь, конечно, «жидам». Уж они-то как должны радоваться, что их, наконец-то, с правительственных вершин, назвали по-человечески. Все какие-то евреи-габреи, а тут «жиды» — и точка! И все всем ясно!

Полагаю, что особое впечатление это замечательное и в высшей степени образное сравнение России с «жидом», с которым нужно «торговаться», должно было произвести на российских журналистов. Уподобление России «жиду» — это, безусловно, лучший комплимент, которого они могли дождаться, приехав к нам по приглашению белорусских властей. Можно даже предположить, что за этим они, собственно и ехали сюда. Можно представить себе заголовки белорусских отчетов российских коллег: «Россия — это жид для Беларуси!» Или: «Беларусь будет торговаться с Россией как с жидом!»

Несомненно, такой «жидовский» подход сильнейшим образом укрепит дело белорусско-российской интеграции. Президент Лукашенко просто обязан отметить какой-то наградой своего министра, наконец-то нашедшего должную формулу братских отношений.

А, впрочем, что иронизировать? Кому не известно, что нынешняя Россия — это Ходорковский, Абрамович и прочие? Ну, а Путин — это так, сбоку. Так что, вполне возможно, что спадар Русакевич имел в виду российских олигархов известной национальности. И в этом случае знание белорусского фольклора сослужило ему добрую службу. Но к чему гадания? Пускай теперь в России задумаются. Министр Русакевич свое золотое слово сказал.

Правда, и российские журналисты могли бы что-нибудь вспомнить из национального «золотого запаса». Что-нибудь вроде этого: «Харчи вместе, а винцо пополам». Или: «Не клади в ухо, а положи в руку!»

Но, согласитесь, все это слабее…

Ну, а белорусские «габреи» еще раз должны понять, кто они и где их место. Вот так!

* * *

Но вернемся к главному — к этой самой разнесчастной интеграции. Лично у меня такое ощущение, что еще немного и мы все просто будем задушены во взаимных братских объятиях. Вот только еще один российский телеканал закроем, и тут уж полный апофеоз нашей дружбы и братства наступит.

Впрочем, счастье уже близко. Объявлено, что с 18 октября мы не будем смотреть российский телеканал «Культура». К слову, один из лучших каналов. Мало что — безрекламный, так еще и какие великолепные передачи там идут, какие спектакли, фильмы, с какими умными людьми можно повстречаться!

Но это все нам не нужно. Мы же — патриоты! Теперь вместо «Культуры» у нас будет собственный «Лад». И уж там расскажут такое про белорусскую культуру! Какие придут новые, замечательные ведущие! С каким знанием и артистизмом они поведают нам о сложных страницах и фигурах и далекой и недавней истории Беларуси! Какие пойдут на экране документы! Какие великолепные, умнейшие, образованнейшие белорусские интеллектуалы, прежде всего из тех, что на километр нынче не подпускаются к телестудии, обратятся к нам!

Но ведь ничего этого не будет. А будет все тот же, набивший оскомину по другим белорусским каналам «агитпроп», та же жвачка, перемежаемая азаренковским брызганьем слюной. У нас ведь теперь «идеология» на первом месте! А подлинная «культура» не совместима ни с какой идеологией, тем более «государственной», ибо государственная идеология — это первейший признак тоталитарного государства. Таким образом, ласковый «Лад» будет предлагать нам завернутую в разноцветную бумажку пропаганду, в основном, все тех же авторитарных, лживых, фальшивых вещей. Хотя не исключена и имитация некоего «объективизма» и эстетической самодостаточности. Народ все-таки на ТВ ушлый и в деле имитации за последние годы приобрел немалый опыт.

Одним словом, дружба Беларуси с Россией крепнет день ото дня, час от часу! Примечательно, что нынешняя власть белорусская идет сегодня буквально след в след тем ретивым патриотам, которые в первой половине 90-х годов вопили в Верховном Совете о «российском засилье в белорусском информационном пространстве» и требовали закрытия российских телеканалов, изгнания из Беларуси российской прессы, обложения особо высоким налогами периодических изданий, выходящих у нас на русском языке и т. д. Впору выписывать Позняка из Варшавы или на худой конец извлекать из небытия спадара Цумарова.

Полагаю, следующим шагом властей должно стать полное закрытие ОРТ, НТВ и канала «Россия». Вместо них следует запустить в течение 24 часов сплошные речи Лукашенко. Захотел увидеть президента, соскучился по родному лицу, милым интонациям, включил телевизор — и наслаждайся, сколько душе угодно. И это будет наилучший вклад в государственную идеологию.

И одновременно наилучшим доказательством нашей неизбывной любви к братской России.